Предпринимательство в спорте: миф или реальность?

Владимир Леднев - Вице-президент Московского финансово-промышленного университета «Синергия», научный руководитель факультета Индустрии спорта, зав. кафедрой Спортивного менеджмента, д-р экон. наук, профессор. Государство сегодня крайне заинтересовано в развитии предпринимательства в спорте. В первую очередь это касается спорта массового. Государство и бизнес: интересы совпадают В России поставлены очень амбициозные задачи по привлечению к занятиям спортом различных категорий российских граждан: в рамках национальных целей необходимо выйти на уровень вовлеченности различных категорий граждан в занятия спортом до 55% к 2024 году; по Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года показатель должен быть доведен до 70%. Совершенно очевидно, что государственные органы, отвечающие за развитие физической культуры и спорта (федерального и регионального уровней), самостоятельно с такими задачами не справятся. Поэтому необходимо привлекать частный бизнес, делать это системно и во всех субъектах Российской Федерации. Конечно, сегодня предпринимательство в спорте уже развивается, есть определенные успехи и достижения. Но все-таки долгосрочной и системной поддержки этой деятельности со стороны государства пока не хватает. В качестве положительных примеров развития предпринимательской деятельности в спорте можно назвать многолетнее развитие фитнес-индустрии, появление большого количества марафонов, развитие частных корпоративных лиг и появление частных спортивных клубов и школ. Это важные явления, которые уже приобретают устойчивый и системный характер. Поэтому можно сказать, что интересы государства и бизнеса наконец-то совпадают; очень хорошо, что речь идет о национальных целях и выполнении показателей Стратегии развития физической культуры и спорта. 5 треков развития предпринимательства в России Трек 1 Если объективно оценивать уровень предпринимательства в индустрии спорта России, необходимо отметить, что в профессиональном спорте пока крайне мало реальных примеров частной инициативы. Сейчас главные задачи профессиональных клубов заключается в следующем: постепенный уход от использования бюджетных средств; широкое использование маркетинговых инструментов для зарабатывания денежных средств; поэтапный переход к моделям самоокупаемости. Точно можно сказать, что задача — долгосрочная. Но можно брать пример с зарубежных профессиональных клубов, которые уже достаточно эффективно освоили маркетинговые инструменты и грамотно работают с основными потребителями индустрии спорта: зрителями и болельщиками, бизнесом и медиа. Трек 2 Российская фитнес-индустрия сегодня является явным лидером в предпринимательстве. Это полноценный и самостоятельный сегмент индустрии спорта со сложившейся инфраструктурой. В России почти 8 тысяч фитнес-клубов, фитнес-центров и фитнес-студий. Деятельность при определенных условиях может быть инвестиционно-привлекательной на рынке, даже несмотря на то, что пандемия коронавируса сильно повлияла на падение доходов фитнес-клубов. Необходимо признать, что фитнес-индустрия является сегодня самым динамично развивающимся и коммерчески привлекательным сектором в спорте. Если брать за отсчет 1990–1991 годы, когда в России появились первые фитнес-клубы, то отечественная фитнес-индустрия за неполных 30 лет добилась великолепных результатов. Справедливости ради, требуется вспомнить, что на ранних этапах своего развития государство практически не замечало это явление. Минспорт России часто говорил, что фитнес-клубы — коммерческие предприятия, к спорту они вообще не имеют никакого отношения. Потом ситуация стала постепенно меняться — по мере того как перед государственными органами власти, отвечающими за развитие физической культуры и спорта, стали ставить задачи привлечения граждан России к спорту. Выяснилось, что интересы государства и всей фитнес-индустрии совпадают. Сегодня ситуация изменилась: государственные органы власти и фитнес-индустрия работают вместе. В 2019 году были внесены исторические поправки в федеральный закон «О развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации» — фитнес-центры стали полноценными субъектами сферы физической культуры и спорта. Теперь Минспорт России определенным образом регулирует фитнес-индустрию. Если анализировать масштабы развития фитнес-индустрии, лучше всего обратиться к официальной статистике Минспорта. Данные по динамике развития фитнес-индустрии приведены в таблице 1. Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Количество фитнес-клубов (тыс. штук) 5.355 6.069 6.308 7.065 7.593 7.812 Численность занимающихся в фитнес-клубах (млн человек) 3.413 3.992 5.230 5.399 6.268 6.674 Если проводить анализ структуры фитнес-клубов, необходимо признать, что они отличаются по имеющейся инфраструктуре, набору спортивно-оздоровительных услуг и количеству занимающихся. Есть уже довольно много сетей фитнес-клубов — как федеральных, так и региональных. Но несмотря на различия, их объединяют несколько важных черт: Все фитнес-клубы изначально создавались как коммерческие предприятия — чей-то конкретный частный бизнес, сразу ориентированный на получение прибыли. У истоков каждого фитнес-клуба стояли частные инвесторы, которые надеялись исключительно на себя и свои возможности, в том числе финансовые. Они совершенно не рассчитывали на помощь государства. Чтобы зарабатывать на предоставлении спортивно-оздоровительных услуг, необходимо быстро и эффективно освоить весь набор разнообразных маркетинговых инструментов для работы с каждым клиентом фитнес-клуба. Необходимо помнить, что когда клиенты платят собственные деньги за услуги, они очень придирчиво относятся к соотношению «цена-качество». Сегодня в российской фитнес-индустрии складывается определенная конкуренция за клиента — это обязательно приведет к повышению общего уровня качества спортивно-оздоровительных услуг. В результате с рынка уйдут недобросовестные игроки. Поэтому сейчас, даже несмотря на пандемию коронавируса, у российской фитнес-индустрии есть неплохие возможности дальнейшего развития с учетом совпадения интересов с государством: имеются в виду национальные цели по развитию здорового образа жизни и вовлеченности в занятия спортом. Трек 3 Массовый спорт дает много успешных примеров предпринимательских проектов. Регулярно проводится большое количество соревнований по разным видам спорта (марафоны и полумарафоны, велопробеги, соревнования по триатлону, лыжные гонки и т.д. ). Причем очень часто такие соревнования собирают тысячи платежеспособных участников. Что объединяет эти соревнования? Подавляющее большинство из них проводит организаторы, для которых это — частный бизнес. Поэтому можно утверждать, что сегодня есть большой интерес к предпринимательству в массовом спорте. В качестве положительного примера лучше всего назвать динамику развития марафонских дистанций в нашей стране. В 2013 году был впервые проведен Московский марафон. Массовый потребитель сразу почувствовал интерес к событию. Всего через несколько лет организаторы решили создать Беговое сообщество Московского марафона и теперь предлагают своим клиентам уже более 10 различных событий. Например, кросс «Быстрый пес», забег «Апрель», «Ночной забег», «Крылатский трейл», кросс «Лисья гора» и другие. То есть большое количество соревнований по интересам и в зависимости от физической подготовки. А в завершении организаторы создали беговой клуб, где можно регулярно тренироваться и готовиться к этим соревнованиям. Учитывая, что интерес к бегу сегодня наблюдается по всей стране, в 2015 году в России было создано Национальное беговое сообщество, которое организационно и методически объединяет сегодня более 200 марафонов и полумарафонов по всей России. Организаторы ставят своей целью к 2022 году увеличить целевую аудиторию до 2 млн в 80% субъектах Российской Федерации. Безусловно, очень амбициозная задача. Трек 4 В последние годы начался реальный бум на создание частных спортивных клубов, школ, академий и центров. Причем это касается игровых и индивидуальных видов спорта: футбол, хоккей, бокс, ММА, киберспорт, скейтбординг, фигурное катание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, синхронное плавание. Это говорит только об одном: клиент хочет заниматься спортом и готов платить деньги за качественную услугу. Довольно много известных спортсменов решили попытать счастья в предпринимательстве, используя свою популярность, звездность и узнаваемость в спортивном мире. Поэтому появились именные бренды при создании частных клубов, школ и академий. Можно привести некоторые примеры: Лыжная академия Никиты Крюкова (олимпийский чемпион по лыжным гонкам). Академия гимнастики Антона Голоцуцкова (призер Олимпийских игр по спортивной гимнастике). Школа чемпионов Екатерины Лобышевой (призер Олимпийских игр по конькобежному спорту). Школа по прыжкам в воду FlyDiving Глеба Гальперина (призер Олимпийских игр по прыжкам в воду). «Академия чемпионов» Никиты Нагорного (олимпийский чемпион по спортивной гимнастике). Трек 5 Много лет развиваются различные корпоративные лиги, которые предлагают своим клиентам возможность участвовать в соревнованиях на регулярной основе. Когда-то все начиналось с футбола, а сегодня есть лиги даже не по игровым видам спорта. Для клиентов очень важно, когда многочисленные проблемы по организации соревнований берут на себя руководители лиг. А клиенты платят организационные взносы за участие и просто получают удовольствие. Все эти тенденции показывают, что частный бизнес хорошо изучил потенциальные желания клиентов и готов сегодня предоставлять хороший и разнообразный набор продуктов и услуг. Среди лидеров — представители массового спорта и фитнес-индустрии. А представителям профессионального спорта, особенно профессиональным клубам (футбольные, хоккейные, баскетбольные, волейбольные и другие), есть с кого брать пример. К тому же надо помнить, что успешные предпринимательские проекты в спорте делают «живые» люди: предприниматели и спортивные менеджеры. А для этого необходимы профессиональные компетенции, которые появляются в процессе обучения и практики по разным образовательным программам. Факультет Индустрии спорта университета «Синергия», где есть программы обучения как предпринимателей, так и спортивных менеджеров, готов в этом плане помочь всем тем, кто хотел бы себя проявить в индустрии спорта. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Предпринимательство в спорте: миф или реальность?
© Инвест-Форсайт