США объявили «олимпийскую войну» Китаю

Американские официальные представители не посетят зимние Олимпийские и Паралимпийские игры, намеченные на февраль 2022 года в Пекине. Об этом в понедельник объявил Белый дом. Решение о «дипломатическом бойкоте» (именно такую формулировку использовал президент Джо Байден) связано с массовыми нарушениями прав человека в Китае, точнее, как это видят в США. Это давление на геополитического противника оказалось более мягким, чем в 1980 году, когда Вашингтон объявил бойкот летней Олимпиады в Москве, но напомнил форму, которую использовала администрация Барака Обамы во время зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году, когда американские представители проигнорировали церемонию её открытия.

Шаг, предпринятый Байденом, несравним по своему накалу и последствиям с решением администрации Джимми Картера в отношении московской Олимпиады. Главным образом потому, что американским спортсменам не предложено проигнорировать Игры-2022. Более того, Белый дом заявил, что атлеты будут пользоваться «полной поддержкой» властей США.

Мы поддерживаем их на сто процентов. Но мы будем делать это на расстоянии. Мы не намерены трубить в фанфары по поводу этих Игр, — заявила официальный представитель Белого дома Джен Псаки.

Впрочем, в отличие от некоторых стран, где национальные олимпийские комитеты (НОК) встроены в аппарат государственной власти, президент США не имеет полномочий запрещать спортсменам принимать участие в каких-либо состязаниях. Американский же НОК не выразил энтузиазма относительно полного бойкота Игр в Пекине.

Мы глубоко убеждены в том, что правительства, включая наше собственное, а также их дипломатические органы должны заниматься своим делом — международными отношениями, — подчеркнула глава НОК США Сара Хиршленд.

Более того, если в 1980 году Вашингтон привёл чёткий повод, по которому московская Олимпиада была подвергнута остракизму, то сейчас Джен Псаки перечислила общие и весьма обтекаемые причины, вроде «непрекращающихся нарушений прав человека, геноцида в Синцзяне и других нарушений».

Нынешний «дипломатический бойкот» стал следствием многолетнего и многостороннего давления на Белый дом со стороны всевозможных правозащитных организаций, которые защищают политических диссидентов, этнические меньшинства и религиозные секты в КНР. К примеру, с призывом защитить права уйгуров и тибетцев, лишив Пекин возможности снова принять Игры, в ноябре выступил игрок NBA Энес Кантер, известный своей политической активностью даже больше, чем успехами на баскетбольных площадках.

Однако администрация Байдена приняла в итоге «половинчатое» решение, отказавшись от рекомендаций спортсменам не ехать в Пекин, на чём именно и настаивали правозащитники.

Не исключено, что такая «половинчатость» США приведёт к обратному эффекту. КНР не только не прислушается к голосу своих оппонентов (как внутри страны, так и на международном уровне), но, напротив, станет для них ещё одним доказательством того, что США, как и другие страны Запада, представляют собой «бумажного тигра» (излюбленная метафора пекинских идеологов ещё со времён Мао Цзедуна).

Характерна реакция самого Пекина, ответ которого оказался более чем умеренным. Речь идёт о политической манипуляции и искажении олимпийского духа, заявил МИД КНР. В ведомстве добавили, что Китай не приглашал американских политиков посетить Игры, поэтому нет и предмета для разговора.

В МОК также достаточно нейтрально отнеслись к заявлению Байдена, заявив, что Международный олимпийский комитет полностью уважает это решение.

Присутствие официальных лиц и дипломатов — это чисто политическое решение каждого правительства, которое МОК как политически нейтральная организация полностью уважает. В то же время мы приветствуем позицию [администрации США], что Олимпийские игры и участие в них атлетов находятся вне политики, — заявили в МОК.

Создаётся впечатление, что администрация Байдена этим решением продемонстрировала свою непоследовательность в «сдерживании» Пекина, поскольку всего несколькими днями ранее президент США и китайский лидер Си Цзиньпин провели 3,5-часовые переговоры онлайн, самим фактом общения пытаясь снизить напряжённость в двусторонних отношениях.

Эта напряжённость с каждым годом нарастает, так как к традиционным «яблокам раздора» (права человека, Тайвань) постоянно добавляются новые — последними по времени стали обвинения в адрес Пекина в том, что коронавирус SARS-CoV-2 был искусственно сконструирован в китайских военных лабораториях.

Дипломатическим бойкотом Олимпиады Белый дом свёл на нет результаты этих переговоров, закончив «игру» с нулевым результатом.

От дипломатического или какого угодно ещё бойкота не следует ждать никаких реальных сдвигов, это просто способ для его инициатора обозначить свою позицию, сказал NEWS.ru политолог Алексей Рощин.

{{expert-quote-14389}}

Author: Алексей Рощин [политолог, социальный психолог ]

То, что сделала сейчас администрация Байдена, сделано в точности по лекалам холодной войны, и это для Вашингтона является способом такую войну Китаю объявить уже прямым текстом. Разумеется, в Пекине сильно не огорчатся, что американский вице-президент или супруга Байдена не посетят открытие Игр. Но бойкот Олимпиады — это определённый Рубикон, символизирующий новое качество противостояния двух мировых центров силы, — отметил политолог.

Говорят, что история часто повторяется. В 1980 году формальными причинами бойкота московской Олимпиады стал ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 года. Решение Вашингтона моментально поддержали почти все страны Запада. Московские Игры, тем не менее, состоялись, хотя и в сильно урезанном виде — спортсмены из объявивших им бойкот стран всё равно приехали в Москву, но выступали не под национальными флагами, а под пятью кольцами МОК.

Четыре года спустя история повторилась зеркально: уже Советский Союз и его сателлиты (кроме Румынии) бойкотировали Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Вместо них страны социалистического лагеря организовали «эрзац-Олимпиаду» под названием Игры доброй воли.

Олимпийское движение находилось на грани коллапса, потому что Игры 1988 года должны были пройти в Сеуле. Была высока вероятность бойкота их со стороны советского лагеря, дабы не раздражать идейно близкую Северную Корею. Но за три года до тех Игр СССР возглавил Михаил Горбачёв, что и спасло олимпийское движение от раскола.

Это частая практика, когда страны-противники «подкладывают кнопки» друг другу при всяком удобном случае. Это касается не только спортивных мероприятий, но и любых крупных событий международного масштаба. Вспомните, к примеру, как в 2015 году западные лидеры отказались приезжать в Москву на празднование 70-летия Победы, —напоминает Рощин.

США обычно отправляют на Олимпийские игры вместе с командой спортсменов и представительную команду официальных лиц, которую может возглавлять даже вице-президент либо первая леди. Так, Джилл Байден возглавляла дипломатическую «команду» США на открытии Олимпиады в Токио минувшим летом. Она также со своим супругом (тогда в должности вице-президента) представляла США на открытии зимней Олимпиады в Ванкувере в 2010 году.