Ковидиада-2022: Олимпийские игры между пандемией и войной. Комментарий Семена Новопрудского

ХХIV зимняя Олимпиада в Пекине с первых дней подтверждает статус одной из самых странных и вместе с тем эпохальных в истории человечества. Она проходит в ситуации, когда пандемия, увы, еще не закончилась, а война, дай бог, еще не началась. У Олимпиады в Пекине есть некоторые шансы помочь человечеству закончить пандемию и не начать большую войну.

Ковидиада-2022: Олимпийские игры между пандемией и войной. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

У Игр в Пекине много сюрреалистических черт. Это первая в истории зимняя Олимпиада, где абсолютно весь снег во всех видах спорта, для которых он требуется, — искусственный, смесь с песком. И это самый медленный снег в истории Олимпиад. Это Игры с самым странно подсчитанным бюджетом. Официальная стоимость составила порядка 3,9 млрд долларов, а фактическая — выше раз в десять. Китай просто не включил в смету Олимпиады расходы на инфраструктуру, строительство олимпийских объектов и противоковидные меры.

В борьбе с ковидом на Играх происходит отдельная феерия. Картинка с матча женского хоккейного турнира Россия — Канада навсегда останется в истории спорта: девушки играли не только в стандартных защитных металлических масках, но и в медицинских масках под шлемами. Международная федерация хоккея прямо в разгар Олимпиады изменила правила тестирования, заставив несчастных хоккеисток и хоккеистов сдавать по два теста в день. И результат второго предматчевого теста игроков сборной России не успел к матчу с Канадой. В итоге девушки играли в медицинских масках (спасибо, что никто не задохнулся), а у четырех российских хоккеисток все-таки выявили ковид.

В кластере, где живут хоккеисты (представители всех видов спорта изолированы по кластерам, фактически живут во время Игр в «пузырях» в условиях полукарантина без права выходить за их пределы и не имеют контактов с местным населением), в отеле запрещено пользоваться лифтами. Слишком опасно. По логике тех, кто это придумал, на лестницах аэрозольный вирус (а заражаемся ковидом мы из воздуха, по самому факту дыхания) магическим образом не живет, почему-то только в лифтах.

Количество заражений спортсменов на Играх таково, что лишний раз подтверждает, мягко говоря, сомнения в достоверности китайской национальной статистики по ковиду. Например, за 7 февраля Китай нарисовал себе 105 случаев коронавируса на всю страну с населением в 1,5 млпд («омикрон»? нет, не слышали!), тогда как число выявленных случаев коронавируса среди олимпийцев еще 5 февраля превысило 350.

Никто из спортсменов до самого последнего момента не знает и не будет знать, сумеет ли он выйти на старт или окажется жертвой положительного теста, даже не имея никаких симптомов болезни.

Уже сейчас можно уверенно говорить, что у Олимпиады есть важнейшая политическая миссия. Пока спортсмены сражаются за рекордные 109 комплектов медалей в 15 видах спорта, дипломаты и политические лидеры государств предпринимают усилия, чтобы остановить, возможно, самую значительную с момента окончания Второй мировой войны угрозу Третьей мировой. Челночная дипломатия невиданной интенсивности, медицинская маска как главный спортивный инвентарь на всех соревнованиях Игр, радость побед тех, кто победил соперников и избежал положительного теста на ковид, смешиваются в причудливый коктейль большой истории. Эта история творится на наших глазах. Человечество пытается победить себя, свои страхи и пороки.

И еще эта Олимпиада с почти стопроцентной вероятностью станет самой успешной для России за всю постсоветскую эпоху, не считая домашних Игр-2014 в Сочи. В это трудно поверить, но после распада СССР Россия на зимних Олимпиадах за пределами нашей страны никогда не выигрывала больше трех золотых медалей. Из Пекина мы явно увезем больше золота. И кто бы что ни говорил о ярмарке тщеславия или условности медального зачета, за ним тщательно следят и политики всех государств, и армии болельщиков. Фамилию Большунов теперь точно запомнят даже многие из тех, кто далек от спорта.

Так уж повелось, что человеческую историю можно измерять олимпийскими циклами. Прошлая зимняя Олимпиада была в мирном доковидном 2018 году, когда человечеству в страшном сне не могло привидеться то, что произошло с нами потом. Летнюю Олимпиаду-2020 пришлось перенести из-за пандемии на год (до этого Олимпиады отменялись или переносились только из-за Второй мировой войны).

И вот теперь мы надеемся, что ближайшая по времени летняя Олимпиада-2024 в Париже пройдет уже без тестов, масок, карантинов, санитарных паспортов, с обнимашками и отсутствием новостей об угрозе глобальной войны. Но все зависит от нас. В большой истории нет болельщиков: в этой «олимпийской дисциплине» мы все участники.