Тотализатор Московского ипподрома помогал даже Большому театру

Коневодство, конный спорт и скачки в России в последние годы неуклонно сдают позиции. Оживить отрасль в кабмине намерены за счет отчислений с беговых тотализаторов. В ближайшее время Госдума планирует рассмотреть во втором чтении правительственный законопроект, разрешающий рекламу тотализаторов на скачках и конных соревнованиях, а также в специализированных СМИ. Поможет ли эта мера вернуть зрителей на опустевшие ипподромы — разбиралось наше издание.

Тотализатор Московского ипподрома помогал даже Большому театру
© Парламентская газета

Сложное коневодство

Разведение лошадей в России среди всех отраслей отечественного животноводства, по мнению экспертов Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, традиционно считается не просто наиболее убыточным, но даже совершенно неэффективным занятием. Так, с 2000 по 2015 год количество лошадей в хозяйствах всех категорий уменьшилось на 381 тысячу. Правда, у фермеров и индивидуальных предпринимателей наблюдается рост: с 2000 года лошадей у них прибавилось на 305 тысяч голов.

По данным института, сегодня в России используется около одного миллиона рабочих лошадей. Если попытаться заменить их техническими средствами, то потребуются примерно 2 млн тонн нефтепродуктов в год, что обойдется в 16 млрд рублей. Так что такие лошадки экономят нам миллиарды!

Еще важное направление — продуктивное коневодство с его мясной и молочной подотраслями. Численность поголовья в этой сфере агросектора достигает 444 тысяч. Например, его молочная подотрасль дает около двух тысяч тонн кумыса в год, а согласно данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, потребности страны оцениваются в восемнадцать тысяч тонн. Есть куда расти и развиваться.

Доходы и расходы

Казалось бы, с востребованностью лошадей в стране все благополучно. Но при этом профессионалы-коннозаводчики нередко подсчитывают убытки.

Например, на знаменитом Хреновском конезаводе в Воронежской области и сегодня продолжают умножать славу легендарных орловских рысаков, выведенных еще в 18-м веке графом Алексеем Орловым методом сложного воспроизводительного скрещивания с использованием арабской, датской, голландской и других пород. Вместе с тем сегодня именно лошадиное направление приносит заводу около десяти миллионов рублей в графе «убытки».

Как рассказал нашему изданию директор по реализации Дмитрий Юрасов, на спрос жаловаться не приходится — с 2015 года выручка увеличилась вдвое. Так, орловцы обходятся новым владельцам минимум по 150 тысяч рублей, хотя есть и исключения: например, кобыла под романтичной кличкой Муза принесла заводу около 600 тысяч. Но и расходы велики. Ведь денежные призы, полагающиеся за победы на беговых трассах, расходы на содержание одной выступающей на ипподромах лошади не покрывают. Например, по данным АО «Российские ипподромы», общая сумма именных призов для всех лошадей орловской рысистой породы, победивших на российских ипподромах в 2021 году, составила 11,3 миллиона рублей, а содержание только одного призера обходится более 30 тысяч ежемесячно.

И так повсюду. Генеральный директор одного из самых успешных в России Краснодарского ипподрома Игорь Васильев рассказал нашему изданию, что все энтузиасты и радетели конного дела на Кубани держатся на плаву за счет других заработков. Кто зарабатывает деньги на нефтепродуктах, кто на пшенице, кто на рисе. Но не всем это удается. Один из индивидуалов-коннозаводчиков так и сказал Васильеву: пять миллионов на разведение лошадок я еще могу потратить, а вот пятьдесят — уже нет!..

Масштабы, конечно, у всех разные, но заботы одни. Когда конезаводу в Юрьеве-Польском Владимирской области в начале нулевых годов понадобился неотложный кредит, то за неимением других активов тогдашнее руководство отдало в залог по цене мяса в живом весе 46 племенных маток и почти столько же жеребцов-производителей и породистого молодняка. Потом на погашение займа и процентов денег не нашлось, так что если бы не помощь районной администрации, то знаменитые владимирские тяжеловозы были бы распроданы на торгах.

Сейчас лошадей не закладывают в банках, но проблемы остаются. Так, в прошлом году в бюджетном учреждении той же Владимирской области «Государственная заводская конюшня имени В.И. Фомина» заболели четыре владимирских тяжеловоза. Ветеринаров необходимой квалификации в области не нашлось, и на столичных пришлось пустить все скромные доходы от экскурсий, а недостающее собирать всем миром. Двух лошадей удалось вылечить. А вот элитную кобылу Шеренгу — абсолютную чемпионку среди кобыл владимирской породы и среди лошадей тяжелоупряжных пород на выставке «Иппосфера» в 2019 году — вместе с ее жеребенком спасти не удалось.

Как рассказал нашему изданию директор предприятия Илья Симаков, лошадиную хворь спровоцировала невероятная для Владимирщины жара. Незадолго до этого за 50 миллионов рублей, выделенных из госказны, построили новую конюшню, но по «энергосберегающему» варианту — без вентиляторов. И лишь после того, как природа показала свой нрав, конюшню взяли на попечение областные власти. Средства выделены, и до наступления знойного сезона необходимое оборудование будет смонтировано и запущено.

Впрочем, порода владимирских тяжеловозов все равно в скорбном списке тех достояний отечественной селекции, которые председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Кашин назвал «находящимися на грани исчезновения». И это те самые тяжеловозы, которые на испытаниях четыре с половиной тонны груза смогли на два километра перевезти за двенадцать минут, а полторы тонны — за пять минут!

Тотализатор в помощь

Практически все наши собеседники сходятся в одном: без господдержки конной отрасли сейчас не обойтись. Между тем во многих странах, особенно там, где скачки — общенациональное увлечение, выходят из положения благодаря азартным поклонникам этого зрелища, делающим ставки на результаты забегов. Мировой опыт показывает, что развитие племенного коневодства поддерживается за счет высоких призовых сумм на ипподромах, которые формируются за счет отчислений от хорошо организованного конного тотализатора. Российское коневодство в этом плане существенно отстает.

Народ перестал ходить на ипподромы. А ведь еще два-три десятилетия назад трибуны ломились от посетителей. Посмотреть на скачки приходили целыми семьями. Сегодня все государственные ипподромы убыточны, им остро необходимы средства для реконструкции, для их поддержания в рабочем состоянии.

«Конюшни на многих ипподромах в плачевном состоянии, на нужды лошадей денег порой не хватает», — рассказал нашему изданию Виктор Бурулев, известный мастер-наездник, перечень побед которого на сайте Хреновского конного завода занимает десятки строк.

Ремонтные работы на Центральном Московском ипподроме в будущем году начнутся лишь с помощью столичного правительства. Но в других регионах средств на это найти не удается. Интерес к чахнущим ипподромам все активнее проявляют застройщики, которые не прочь возвести на этих участках, как правило расположенных почти в центре города, элитную недвижимость.

Улучшить ситуацию, заявил нашему изданию Владимир Кашин, и должны поправки к рекламному «кодексу». «Они призваны активизировать привлечение инвестиций для развития отечественного коневодства, а также помочь самим ипподромам расширить финансовые возможности для развития и создания системы национального конного тотализатора», — подчеркнул депутат.

Так, предлагается расширить перечень случаев, в которых допускаются размещение и распространение рекламы тотализаторов, рассказал глава комитета. Например, предлагается снять временные ограничения по появлению рекламных пауз в теле- и радиопрограммах только с 22:00 до 7:00 местного времени и увеличить число медийных площадок для популяризации тотализаторов. Например, в периодических печатных изданиях, пишущих о конном спорте, а также о разведении и испытаниях лошадей. Или — во время трансляции бегов и скачек в прямом эфире или в записи, испытаний лошадей на ипподромах, а также спортивных соревнований по конному спорту. Правда, при условии, что общая продолжительность такой рекламы составит не более двадцати процентов общего допустимого рекламного времени.

«Другое новшество заключается в том, что законодательный запрет использовать образы лошадей, наездников и жокеев на лошадях не будет распространяться на тотализаторы», — отметил Кашин.

Та же реклама сможет появиться и в эфире телеканалов программной направленности, например, связанной с разведением и испытаниями лошадей. Это особенно важно в Интернете — откроются новые возможности для сайтов о конном спорте и разведении лошадей, для официальных порталов общероссийской и региональных федераций конного спорта. И что немаловажно — для соответствующих организаций и предприятий. Исчезнут преграды и для появления тотализаторной рекламы на ипподромах, конюшнях, в местах испытаний лошадей, в том числе и на зрительских трибунах.

Все это позволит развернуть широкую рекламную кампанию как ипподромных тотализаторов, так и призовых лошадей конкретных племенных конезаводов. А значит — получить значительные дополнительные финансы на свое развитие.

Сейчас оборот тотализатора одного из самых успешных в стране Краснодарского ипподрома — чуть более тринадцати миллионов рублей. А после принятия правительственного законопроекта эта сумма в обозримом будущем может увеличиться в два-три раза, считают эксперты.

Кстати, в СССР конное дело окупало себя именно благодаря тотализатору. Старожилы Центрального Московского ипподрома уверяли, что из их тотализаторных прибылей средства выделялись даже на Большой театр.

Законопроект, немногочисленные поправки в который, как отметил Владимир Кашин, не носят принципиального характера, в ближайшее время будет вынесен на второе чтение.