Анатолий Старостин: рыцарь пяти качеств из Душанбе
Крупной сенсацией Московской Олимпиады стала победа в соревнованиях по современному пятиборью 20-летнего Анатолия Старостина, выросшего как спортсмен в Таджикистане.
ДУШАНБЕ, сентябрь – SPORTS.tj. Как же случилось, что в краю самых высоких горных вершин в Союзе ССР появился олимпийский рыцарь пяти качеств – так называют пятиборцев, представителей целого комплекса сложных состязаний, включающих умения хорошо бегать и плавать, фехтовать и стрелять, да к тому же скакать на лошади.
…20 июля 1980 года – этот день завершения соревнований пятиборцев на Олимпиаде в Москве. Позади последний вид – легкоатлетический кросс.
И всем, кто наблюдал за его ходом, в этот очень жаркий день, стало понятно, что чемпион Олимпиады – советский спортсмен, студент Таджикского института физкультуры Анатолий Старостин из Душанбе.
Что чувствовал с этот момент Анатолий? Скорее всего, полную опустошенность. Как впрочем, вероятно, и все остальные пятиборцы на финише, отдав все силы борьбе. Об этом рассказывает ветеран таджикской журналистики, публицист с большим стажем Владимир Фролов.
Ну, а результат в сумме пятиборья? Он был у Старостина просто великолепен – 5.568 очков!
«Естественно, было много вопросов к чемпиону. А главные: как же удалось Старостину в столь молодом возрасте обойти именитых соперников, в чем секрет его подготовки, и как в Таджикистане, на окраине Союза, появились пятиборцы?
В детские годы Анатолий не имел ни малейшего представления о таком виде спорта как современное пятиборье. Рос обычным мальчишкой, для которого основным препровождением досуга служило бесцельное общение во дворе с себе подобными», – рассказывает нам Фролов.
По его словам, не был он усерден в занятиях в школе, не считая их главным для себя в юном возрасте. Ему больше нравилось копаться в телевизоре, изучать что и как устроено… Но был еще уличный футбол. Возможно, он мог бы стать неплохим игроком в какой-либо клубной команде.
Правда, паренек невысокого роста, к тому же не ахти каких физических данных вряд ли мог обратить на себя внимание футбольных наставников. Порой досаждали ему и болезни…
Счастливым, можно сказать поворотным, моментом в жизни для Анатолия Старостина стало знакомство с Владимиром Ильиным. Выпускник Таджикского института физкультуры, Ильин увлекался современным пятиборьем. Этот вид был «прописан» в республиканской школе высшего спортивного мастерства, но развития не получил из-за многих сложностей. Прежде всего, не было квалифицированных тренеров, отсутствовала и соответствующая база. В распоряжении РШВСМ были небольшой, без крыши, стрелковый тир, один электрофиксатор для фехтования на шпагах и несколько старых, отслуживших свой век, лошадей…
Когда Ильину было предложено возглавить пятиборье в РШВСМ, он, недолго думая, согласился. Как ему пришлось трудиться на первых порах – это отдельный разговор. Но если за дело берется человек неравнодушный, с интересом и душой, оно рано или поздно начинает приносить свои плоды.
«Ильин за несколько лет смог объединить вокруг себя таких же, как сам, энтузиастов – молодых ребят, для которых пятиборье было тяжким трудом, и в то же время каким-то занятием с романтическим ореолом. В числе таких был и старший брат Анатолия Старостина Александр», – говорит Фролов.
По его словам, именно Александр привел 14-летнего Анатолия к Ильину. Привел с одной целью, чтобы с помощью спорта отвлечь младшего брата от дурного влияния улицы, а заодно и укрепить его физические данные, поправить здоровье. Этим и занимался Анатолий первое время. Не думал ни о соревнованиях, ни о наградах.
Пожалуй, так и бы все и оставалось. Если бы ни характер Анатолия Старостина. А он у него был целеустремленным, увлеченным на результат, достижение победы.
Спустя три года, Анатолий начал выступать у себя дома на соревнованиях. Однако дебютанта подстерегала неудача. В конкуре он не справился с лошадью, сбился с маршрута и свалился прямо на препятствие…
Но, как оказалось, паренек не привык хныкать. Уже в стрелковом тире он смог собраться и выбить 192 очка. Для новичка это было прямо-таки поразительно.
Тем временем, старший, Александр, уже выступал с успехом на всесоюзной арене. Примеру старшего брата следовал и Анатолий. Но лучшим пока был Александр, который добился звания чемпиона II Всесоюзных спортивных игр молодежи.
«Анатолий не отставал от Александра. Его бойцовский характер жаждал победы. Получить ее ему удалось уже в составе юниорской сборной СССР. На юниорском первенстве мира 1978 года в Швеции Анатолий даже превзошел старшего брата. В семье Старостиных появился первый чемпион мира – 18-летний Анатолий возвратился в Душанбе с золотой медалью», – вспоминает Владимир Фролов.
В состав сформированной Ильиным команды Таджикистана Александр и Анатолий Старостины дебютировали в финальных соревнованиях VII летней Спартакиады народов СССР, которая показала неплохое мастерство пятиборцев горного края. Именно на Спартакиаде народов СССР у Анатолия Старостина был лучший результат среди советских пятиборцев.
В составе сборной СССР, но уже взрослой, попал на чемпионат мира в Будапешт. Место было не призовое – девятое. Но это только раззадорило Анатолия Старостина. Быть в олимпийской сборной и победить – это была его цель. Но и тренера тоже.
Ильин теперь все свои усилия сосредоточивает на младшем Старостине. Тренер понимает, что у этого внешне неказистого парня, несмотря на его далеко не атлетические данные, огромная перспектива. Самоотверженность и честолюбивость, реакция и интуиция ученика покоряли наставника.
Их тренировочный день заканчивался подведением итогов, определением новых задач. Они постоянно были вместе. О чем колядовали тренер и его ученик – это оставалось закрытым для многих. Только Ильин фиксировал все задания для Анатолия Старостина в особых тетрадях. Так же, как и достижения.
А они росли со временем во всех видах – и в плавании на 300 и вольным стилем, и в легкоатлетическом кроссе на 3.000 м. Особенно заметно Старостин прогрессировал в стрельбе. Он уже считался одним из лучших стрелков среди пятиборцев мира. В канун Олимпиады, на Кубке СССР он выбил 199 очков (кстати, столько же у Старостина было и на Олимпиаде в Москве). А на юниорском первенстве в Мадриде, перед Олимпиадой, он сделал, казалось бы, невозможное: 200 очков из 200 возможных!
Чтобы наставить как следует Анатолия в технике фехтования, Ильин, несмотря на существующие предубеждения, обратился к профессиональному тренеру в этом виде спорта. Эксперимент оправдал себя.
Ну, а лошади? После злосчастного падения на конкурсе Старостин понял, что до старта нужно изучать повадки и характер лошади и считаться с ними. Найти, как он считал, общий язык с четвероногим животным.
«О том, как сложен был путь к золотой олимпийской медали, говорил распорядок дня Анатолия Старостина. После завтрака – в плавательный бассейн, причем не на автотранспорте, а бегом. Или же утром, до завтрака, стрельба в тире, затем также бегом домой. Но теперь расстояние побольше – восемь километров. А еще нужно было выкроить время после занятий в институте, чтобы побывать на ипподроме», – вспоминает Фролов.
По его словам, были и другие заботы. Например, Анатолий увлекся психологией, его интересовали проблемы раскрытия резервов человека, его организма, в момент наивысших физических напряжений. А еще по совету тренера стал уделять внимание расширению своего духовного кругозора – чтению художественной литературы и овладению иностранным языком. Выбрали вместе английский. Оба старались вести на нем беседы.
«Когда почетный президент Международного Олимпийского комитета лорд Килланин вручал Анатолию Старостину золотую медаль на пьедестале почета, он, конечно, отметил, что в столь юном возрасте – в 20 лет (!) еще ни один пятиборец в мире не получал такую высокую награду. Причем эту миссию Килланину довелось выполнить дважды – вторая золотая олимпийская медаль была вручена им душанбинцу за общекомандную победу сборной СССР по современному пятиборью», – отметил Фролов.
А то, что Анатолий Старостин – сильнейший в мире, он подтвердил неоднократно уже после Московской Олимпиады. Еще золотые медали чемпиона мира были завоеваны им в 1981, 1982, 1983, 1985,1986 годах.
В истории спорта он остался первым и единственным советским олимпийским чемпионом в личном зачете у пятиборцев.