СОЧИ, 7 октября. /ТАСС/. Уроженец Алтая фехтовальщик Михаил Карпов завоевал на летних Играх паралимпийцев "Мы вместе. Спорт" в Сочи уже три награды - личное серебро в рапире, личное и командное золото в сабле. Спортсмен продолжает выступления на Играх, теперь он штурмует пьедестал в шпаге. В беседе с ТАСС Карпов рассказал, как попал в спорт и как сохранить мужество в тяжелой жизненной ситуации.
Карпов родился на Алтае, в деревне Аксеново Ельцовского района в 1986 году. Мать без отца воспитывала еще двух младших сыновей и старшую дочь, но когда Михаилу было 14 лет, матери не стало. Он закончил обучение и пошел работать, но целью номер один определил себе армию - в 18 лет пошел служить, затем год в спецназе, а еще через полгода в 19 лет уехал в Чеченскую Республику. Карпов служил там около года, получил несколько легких ранений. За месяц до отпуска с группой товарищей попал в хорошо организованную засаду.
"Как все случилось? Помню только, как пришел в себя, осенний лес - очень красиво было, листья на лицо падали. И очень тихо было, хотя, возможно, меня просто оглушило, а потом стало больно. Потом снова выстрелы, я отстрелял весь свой боекомплект, подбежали ребята, потом был госпиталь в Ханкале, где мне ампутировали ногу, Моздок, Ростов-на-Дону, Москва. Три-четыре месяца отлежал и встал на протез, но я хотел обратно. Я служил в спецназе, установка была только одна - служить Родине. После отпуска написал рапорт, чтобы продолжить служить, но обратно уже не пустили", - рассказал Карпов.
За спецоперацию Карпов был награжден орденом Мужества и медалью к 70-летию ГРУ. "Отворачиваться [после ампутации] лицом к стенке и ни с кем не разговаривать? Нет. Вот после смерти мамы да, такое было. А потом я понял, что за младших братьев ответственность несу, - рассказал Карпов. - Господь не дает нам испытаний сверх того, что мы сможем вынести. Я вернулся в свою деревню, но через два месяца понял - такая жизнь меня не устраивает. Собрал вещи и поехал в Новосибирск".
Когда несправедливость перестает удивлять
В Новосибирске Карпов поступил в колледж, где начал учиться на технолога оборонной промышленности. И продолжил заниматься спортом - еще до армии он увлекался легкой и тяжелой атлетикой.
"В колледже мало кто догадывался, что я на протезе хожу, и ребята позвали меня в секцию рукопашного боя, хотя вопрос возникал, как я буду заниматься. Попал к тренеру Александру Шереметьеву, обсудили все, и решение было принято - начал заниматься со здоровыми, в чем-то даже их превосходил. Но паралимпийского направления в рукопашном бою пока нет, в результате я написал письмо в Минспорт РФ с просьбой предоставить возможность защищать свою Родину в спорте, раз по-другому никак. Перезвонили тренеры по фехтованию, дали тренера - Александра Капустина. Встретились, поговорили, но было одно "но" - надо было фехтовать на коляске", - поделился Карпов.
"Мне неважно было - сидя, значит, сидя. Я увидел там разных ребят - и с ДЦП, и ампутанты, - продолжил спортсмен. - Казалось тогда, да что там сложного - фехтуй и все, но потом осознал глубину этого вида спорта, его традиции, техники, которые оттачиваются из поколения в поколение. Мне понравилось даже больше, чем в единоборствах, и уже года через два я был в сборной России. В 2016 году ребята собирались на Паралимпиаду, а участвовал с нашей командой в подготовительном сборе".
На Паралимпиаду 2016 года в Рио-де-Жанейро сборную России не допустили в полном составе. "Мы тогда на сборах на Алтае были, когда об этом узнали. В машине ехали, когда новость пришла. Кто-то из ребят даже плакал, они к этому всю жизнь шли. Потом поехали в Москву, там узнали все подробности. Когда к нашей стране не по-человечески относятся, это всегда тяжело. И с Пекином та же история - приехали, допустили, потом не допустили. Но сейчас в мире много несправедливости творится, и каждый раз все хуже и хуже, не знаю, что будет дальше. Но это уже не удивляет", - подчеркнул Карпов.
"Не надо ничего бояться"
К Играм в Токио российская команда была допущена, и фехтовальщики сборной России показали успешный результат. Карпов в команду не пробился по рейтингу, хотя в 2017 году был вторым на чемпионате мира в команде саблистов, в 2018 году - третьим в личной шпаге, выигрывал Кубок мира, потом выиграл чемпионат мира в Польше. При этом успел жениться и стать отцом троих сыновей.
"Я не попал на Игры, но все равно продолжил фехтовать, а еще в 2019 году родился сын, потом еще два близнеца, сейчас я отец троих детей, - отметил спортсмен. - Они никогда не задавали мне вопрос, почему у меня нет ноги. Я даже такое расскажу - утром встаю на тренировку, и чтобы мы успели погулять перед моим уходом, старший помогает мне собраться, приносит протез. Мы вообще ко всему этому по-другому относимся, попроще. У нас даже любимая шутка в команде ампутантов - "ты что, сегодня не с той ноги встал?", и это нормально. Жена тоже поначалу глаза округляла. Просто дело в том, что когда тебя начинают жалеть, это тяжело, а когда так - совсем другое дело".
"Да, нас никуда не пускают, но эти Игры в Сочи для нас как своего рода плацдарм, где мы можем показать свой рост. Если нас сейчас выпустить на арены, мы покажем хорошее фехтование, - считает Карпов. - Но шансов на Игры у нас немного - квалификационные соревнования уже идут, и участия мы в них не принимаем. Но от этого ничего не меняется - мы даже больше стали тренироваться, у нас сбор за сбором. Китайцы, например, вообще перед Играми 2016 года не приезжали на чемпионат мира, но показали высочайшую форму на Паралимпиаде".
Карпов подчеркнул, что паралимпийцы не чувствуют себя брошенными: "Мы продолжаем работать, тренироваться. И мы не одни - за нас борется наше руководство, нам организовывают сборы. Да, зарплата раньше зависела от международных стартов, сейчас их нет, но и в этой ситуации нас не оставили".
"Все нормально, живут люди и без руки, ноги, глаз. Иногда с двумя ногами человек не знает, что дальше делать. Не надо ничего бояться, - уверен фехтовальщик. - У каждого из нас есть долг перед Родиной, перед матерью, своими детьми, нашими дедами. Наши деды родину сберегли, все вынесли и нам передали, теперь пришел наш черед".