Мы не беженцы - беженцы не мы. Странная инициатива мэра столицы Франции

ПАРИЖ-2024: вести с олимпийского фронта

Мы не беженцы - беженцы не мы. Странная инициатива мэра столицы Франции
© Спорт уик-энд

После того как МОК намекнул на возможность участия российских и белорусских спортсменов в Олимпиаде-2024 в Париже, дискуссия развернулась не только в российском, но и в мировом сообществе. С оригинальной инициативой выступила мэр Парижа Анн Идальго, причем ее позиция диаметрально изменилась за какие-то две недели. В конце января мадам Идальго заявила, что поддерживает допуск спортсменов из России и Белоруссии в нейтральном статусе, а уже в начале февраля сказала: «Решать будет МОК, но я не поддерживаю вариант с нейтральным статусом». В качестве альтернативы парижский градоначальник предложила нашим спортсменам принять участие в олимпийских соревнованиях в составе... сборной беженцев.

Идея Урусова живет и побеждает

Впервые подобная команда появилась на Олимпиаде в Рио. В нее вошли десять спортсменов из Южного Судана, ДР Конго, Эфиопии и Сирии. Звездой этой команды была Юсра Мардини, которая готовилась к заплывам на спринтерских дистанциях в Берлине. Во время гражданской войны в Сирии она на моторной лодке пыталась добраться в Грецию. Перегруженное суденышко перевернулось, и люди стали тонуть. Плавать из двадцати потенциальных нелегалов умели только Юсра и ее сестра. Они и спасли попутчиков, дотянув лодку до острова Лесбос. Какое значение после этого имели результаты Мардини на плавательных дорожках! В Токио, где снова появилась, уже в расширенном составе, сборная, выступавшая под флагом МОК, Юсра была одним из ее знаменосцев. Хотя идея со сборной беженцев не нова. Еще в 20-х годах прошлого века князь Лев Урусов, избранный в МОК еще во времена Российской империи, предлагал вариант, основанный на принципе «спорт вне политики». По замыслу князя, остававшегося членом Международного Олимпийского Комитета до 1933 года и не представлявшего там в последние годы никакую страну, в Играх должны были участвовать две сборные: советской России и составленная из эмигрантов, разбросанных по всему миру - от Парижа до Харбина. В ту пору идея не понравилась ни советским руководителям, ни членам МОК. А вот в XXI веке она оказалась актуальной.

Тимановская усилит сборную беженцев

Имя белорусской легкоатлетки Кристины Тимановской стало известно всему миру после Олимпиады в Токио. До этого чемпионку Универсиады-2019 и призера II Европейских игр знали лишь самые искушенные знатоки легкой атлетики. Разругавшись с руководством НОК Белоруссии, Тимановская отказалась возвращаться в родную страну, резко раскритиковала Александра Лукашенко и попросила политического убежища в Польше. Статус беженцев Кристине и ее мужу был предоставлен, но живется на чужбине белорусским диссидентам от спорта не так уж сладко. Сама Тимановская жалуется на постоянный контроль со стороны приставленных охранников. Да и медали Европейских игр пришлось продать на аукционе. Рассчитывать на призовые на коммерческих стартах со своими результатами беженка не может. Если Тимановскую с полным основанием можно пригласить на Олимпиаду в состав сборной им. Баха, то по отношению к российским спортсменам это будет совершенно некорректно. Ни у кого из них нет статуса беженца, а их подготовку к Олимпиаде оплачивает Российское государство. Зачем это нужно?Удивительно, что с такой инициативой выступила не понаслышке знающая о беженцах мэр Парижа. Ее дед-коммунист бежал из франкистской Испании во Францию. Через два года вернулся в родную страну, где его приговорили к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. Впрочем, через три года отпустили, и большая семья Идальго окончательно обосновалась во Франции. В 2014 году представляющая социалистическую партию Идальго выиграла выборы, став первой женщиной - мэром Парижа. В 2020-м была переизбрана на второй срок. Ответственная работа не мешает ныне 63-летней Идальго воспитывать сына-школьника от второго брака со своим соратником по партии, который на семь лет моложе. Двое детей от первого брака уже взрослые. Модную ЛГБТ-повестку ей не предложить. Парижских избирателей в программе действующего мэра привлекает прежде всего пункт о строительстве дешевого социального жилья. Учитывая, как меняется состав населения французской столицы, это беспроигрышный вариант. А вот на последних президентских выборах мадам Идальго выбыла уже в первом туре, получив менее двух процентов голосов. Вот и решила она поднять свой рейтинг за счет беспроигрышной сегодня русофобской риторики. Борис ХОДОРОВСКИЙ.