Войти в почту

«Поэтесса на ковре»: падения и взлеты первой из королев художественной гимнастики Марины Лобач

Первую советскую олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике Марину Лобач можно назвать олицетворением Беларуси: чистая, открытая, какая-то светлая и завораживающая спокойствием. Смотришь на нее и влюбляешься в эту доброту. А когда узнаешь ее жизненный путь, то даже не верится, что столь хрупкая девочка смогла вынести на себе такие испытания. Именно она прервала десятилетнюю болгарскую гегемонию в художественной гимнастике. Она не сдавалась, когда рефери откровенно ее засуживали. После ее выступлений на ковре оставались кровавые следы. Но она чувствовала и понимала, что все это не зря, что ей суждено стать первой, во всех смыслах этого слова. Королевой спорта называют легкую атлетику, но в этом есть некая несправедливость. Судите сами, царской особе должны быть присущи: красота, грация, изящество, чувство такта и прекрасного, а еще невероятное усердие и трудолюбие. Описание куда как больше подходит художественной гимнастике. А уж такого количества настоящих королев, которых она подарила миру, нет ни в одном виде спорта. Ведущий программы «Чемпионы Евразии» Гиви Твалтвадзе рассказывает о первой из королев, вечно юной и прекрасной Марине Лобач.

«Поэтесса на ковре»: падения и взлеты первой из королев художественной гимнастики Марины Лобач
© Мир24

Родилась 26 июня 1970 года Прозвище: «Поэтесса на ковре» Воспитывалась в семье столяра-станочника и кондитера Любимый предмет в художественной гимнастике – булава Призовые за победу на Олимпийских играх в Сеуле потратила на мебель в однокомнатную квартиру Кредо: «Семья для меня самое дорогое в жизни. А спорт занимает почетное второе место»

Если не знать, кто она такая, то при знакомстве может показаться, что перед вами хрупкая леди, но стоит лишь немного присмотреться и в ее глазах вы увидите невероятное упорство и жесткий характер, который и позволил ей в 88-м году стать первой. Именно с ее победы на играх в Сеуле началась золотая эра советской художественной гимнастики. Да, самая грациозная дисциплина стартовала еще в Лос-Анджелесе, но ту Олимпиаду страны соцлагеря бойкотировали, поэтому для нас она номер один в списке победителей.

Свой путь в большой спорт Марина Лобач начала в маленьком городке Смолевичи под Минском и первые булавы для тренировок ей выточил на станке отец. Это были увесистые предметы из цельного куска дерева, о необходимых 150 граммах и говорить не приходилось. Как признается героиня, стекол в квартире она побила немало, но желание тренироваться и пробовать новые элементы всегда и везде было сильнее, да и родители не ругались на нее за очередное разбитое зеркало. Семья вообще всегда была на стороне будущей чемпионки. Две старших сестры в трудные минуты находили нужные слова поддержки. А папа и мама помогали делом: вытачивали булавы или шили купальник.

«Первый купальник мне сшили из купальника спортсменки по прыжкам в воду. Он был эластичный. Рукав отпороли и сделали мне купальник. Он такой красивый был», – вспоминает олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Марина Лобач.

В 70-е годы в Смолевичи по распределению приехала молодая и амбициозная тренер Ирина Лепарская, которой досталась расформированная секция художественной гимнастики. Если быть откровенными, то этого в ее сценарии не было. Лепарская наделась, что ее оставят в Минске, где были условия лучше и возможностей большей, а тут маленький городок с одной спортшколой, где вместо гимнастических ковров борцовские маты. Для начала нужно было набрать новую группу. Однажды по пути на станцию Ирина увидела семилетнюю девчонку, которая прыгала на скакалочке. Случайностей не бывает, говорит сегодня Лепарская, но тогда ей просто нужны были люди в секцию. «Как тебя зовут? Марина? Хорошо, приходи на тренировку, я тебя научу тебя разным элементам и не только со скакалкой». Так началась большая спортивная карьера будущей олимпийской чемпионки Лобач.

«Нравились и скакалка, и обруч, и мяч, и лента, и булава. Все это было постепенно, с музыкой. Очень много интересного я видела на соревнованиях. Увидела упражнения девочек, что они могут делать со своим телом, все это настолько завораживало и увлекло надолго», – говорит Марина Лобач.

Чтобы понять уровень упорства маленькой Марины Лобач, достаточно вспомнить возраст, в котором она действительно стала серьезно тренироваться – ей было 11 лет, а золото Сеула она выиграла в 18. Скажи сегодня кому-нибудь из тренеров, что за семь лет нужно из любителя сделать чемпиона Олимпиады, вас поднимут на смех. Но ее трудолюбие и решительность говорили сами за себя. Она сама решила в 11 лет остаться жить в Минске и поступить в училище олимпийского резерва. Блистательное выступление на спартакиаде народов СССР позволило войти в национальную команду страны, а ведь ей было всего 12 лет. Лучшие гимнастки со всего Союза мечтали попасть в сборную, конкуренция была мощнее, чем на чемпионате мира. Порой даже вели грязную борьбу за место под солнцем – могли проколоть мяч или обрезать ленту. Это были жернова естественного отбора, которые многих ломали. Творческая, выразительная, легкая, трудолюбивая – подруги по сборной только так описывают Лобач. Внутри команды была очень теплая атмосфера, которая помогала расти и побеждать главных конкуренток, необходимо было не просто прервать гегемонию болгарской школы художественной гимнастики, а самим занять королевский трон. Цель была ясна – подготовка к Олимпийским играм в Сеуле 88-го года. Сомнений не было, Лобач туда попадет, ведь ее техника считалась почти идеальной, с середины 80-х она неизменно на пьедестале всех крупнейших международных соревнований. Галина Крыленко признается, что она ждала от подопечной только идеального исполнения, ведь девочка жила гимнастикой и ее не нужно было чем-то мотивировать. Единственное, на что Марина отвлекалась – это стихи, которые любила читать и писала сама. А вдохновение находила, гуляя по лесу.

«Мы с моим отцом ходили в лес, собирали грибы. Для меня это было очень увлекательно. Я дышала, заряжалась положительной энергией. Мне это придавало силы, раскрепощенность», – вспоминает Марина Лобач.

На тренировки «художниц» во время подготовки к Олимпийским играм приходили посмотреть, как на выступление в театр. На базе в Новогорске самыми частыми гостями были футболисты, могли по нескольку часов сидеть и поражаться стойкости, выносливости и грациозности девушек. Шутили: дескать, мы бы давно махнули рукой и пошли отдыхать. Но девушек не могли отвлечь от подготовки даже парни-футболисты. А Лобач вообще не могли сломать никакие трудности. Незадолго до Игр она травмирует ногу и находится на грани пропуска главных стартов. Уже в самолете в Корею у нее начинается дикая зубная боль. Лечить нельзя, иначе можно провалить допинг-пробы, пришлось класть мышьяк и терпеть. В ночь перед выходом на ковер ей приснился вещий сон, как она стоит на пьедестале и ей вешают медаль. По признанию самой Марины Викентьевны, хорошего она в этом ничего не увидела. Ей хотелось наяву получить награду, но этот сон помог ей спокойно и с холодной головой пройти каждую из программ многоборья. Она получила не самый удачный четвертый номер посева, считалось, что после первой тройки дальше уже судьи не смотрят. Но обе болгарки и еще одна советская гимнастка Тимошенко свои булавы уронили, а значит смотреть придется. Безукоризненное, чистое исполнение. Она была спокойна и уверена в себе, та легкость и энергетика, с которой она выходила на ковер, стали на долгие годы визитной карточкой всех гимнасток с постсоветского пространства, что бы ни происходило, как бы тяжело ни было. А ведь она выступала босиком и каждый раз на ковре после нее оставались кровавые пятна от стертых мозолей. Ее спортивная карьера закончилась в 19 лет. В художественной гимнастике вообще не задерживаются надолго, но Марину откровенно стали «засуживать». Выиграла, мол, золото олимпийское, дай и другим выиграть. Такое случилось на чемпионате СССР. Тренер была в бешенстве: «Так издеваться над чемпионкой я не позволю». И Лобач ушла из большого спорта. Ей предлагали участвовать в показательных выступлениях, ездить по всему Союзу и миру, но она отказалась. Приглашали ее, конечно же, и работать за рубеж, но сама мысль остаться без родных мест и семьи оказалась невыносима.

«После института я на несколько месяцев съездила в Италию и работала там в одном из клубов, готовила к чемпионату Италии гимнасток. Но это было недолго. Потом я приехала, у меня родились дети и была больше семейная жизнь», – отмечает Марина Лобач.

Сегодня она самая заботливая жена и мама, у которой все на своих местах. В свободное время она копается в огороде и сама готовит самые вкусные блюда на стол. Но мамой ее называют не только дочери, для целого поколения белорусских гимнасток Минский дворец спорта – второй дом, а Марина Лобач – вторая мама. Сегодня она вспоминает те слова, которые ей говорили Лепарская и Крыленко, сегодня она настраивает своих девочек на победы и ставит только самые высокие цели. В 2004 году в столице Беларуси открылась школа имени олимпийской чемпионки. Ежегодно проходит турнир на призы Марины Лобач для юниоров.

«Нас воспитывали на этой фамилии, что это наша первая олимпийская чемпионка. У меня была история в детстве: я выступала с голубым платочком, но, к сожалению, его потеряла. Но Марина Викентьевна дала мне свой платок, с которым пришла. Я выступила в нем и была самым счастливым ребенком», – вспоминает чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике Марина Гончарова.

Гимнастка на ковре точно актер на сцене, за полторы минуты она должна рассказать зрителю свою историю, выразить чувства через элементы и движения, ее костюм, предметы и даже их цвет – часть этой истории, они не могут быть случайными. Если булава красная, то в этом должен быть определенный художественный смысл, иначе, это уже не гимнастика. Лобач всегда была творческой натурой и после карьеры спортсменки мечтала о театральной сцене, посещала спектакли «Ленкома» и хотела поступать в театральный. Но отдохнув от любимого спорта, вернулась и остается в нем и по сей день.