Измерить длину мышиного хвоста и исследовать плазмолиз: столичные школьники — о победе на олимпиаде по биологии в ОАЭ
Что такое плазмолиз? Какой предмет изучает филогенетика? Как птицы охлаждают температуру своего тела? На такие вопросы без помощи интернета ответят немногие школьники, да и взрослые тоже. Но только не участники Международной олимпиады по биологии, которая недавно завершилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Подобные задачи они щелкали как орехи.
В интеллектуальном соревновании участвовали 297 школьников из 79 стран. Российская сборная, в которую вошли в том числе выпускники столичной школы Центра педагогического мастерства Алиса Тимонина и Никита Воробьев, обошла в общем зачете команды из Китая и США.
Московские медалисты рассказали mos.ru о сложной подготовке к олимпиаде, путешествии в солнечный Эль-Айн, любви к биологии и планах на будущее.
Быть готовым ко всему
На мировых школьных олимпиадах по разным научным дисциплинам все в точности как в спорте, где на Олимпийские игры попадают победители национальных первенств. Алиса Тимонина и Никита Воробьев выиграли Всероссийскую олимпиаду по биологии и вошли в круг претендентов на поездку в ОАЭ, чтобы отстаивать честь России на международном уровне. Окончательный состав нашей команды сформировали по результатам дополнительного отбора.
«В течение 10 дней в образовательном центре “Сириус” мы решали задачи по всем разделам биологии. В итоге из восьми человек были отобраны четыре, в число которых посчастливилось попасть и нам с Алисой», — вспоминает Никита Воробьев.
Международная биологическая олимпиада отличается от национальных прежде всего своим уровнем. Здесь ребятам предлагаются темы, о которых не пишут в школьных учебниках: методы молекулярной биологии, филогенетическая систематика, занимающаяся эволюционными взаимоотношениями разных видов жизни, биоинформатика и многое другое. А значит, и подготовка к такому турниру должна быть серьезной.
Помимо обычных школьных уроков, которые никто не отменял, участники российской команды выезжали на учебные сборы, организованные на базе биологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) и Центра педагогического мастерства Департамента образования и науки города Москвы, и занимались самостоятельно. Особо отмечают ребята помощь преподавателей, которые не только посвящали их в тайны науки, но и учили, как вести себя в стрессовых ситуациях и оставаться с холодной головой даже в критические моменты.
«Наши потрясающие наставники сделали подготовку очень интересной. Она отличалась от обычной подготовки к урокам тем, что ты не просто учишь определенный материал, а пытаешься понять логику разных биологических процессов. Кроме того, пришлось погрузиться в огромное количество разнообразных тем. Никто же не знал, что может попасться на олимпиаде, а готовым нужно быть ко всему», — рассказывает Алиса Тимонина.
Чей хвост длиннее, или От теории к практике
Город Эль-Айн, где прошла Международная биологическая олимпиада, находится на границе с Оманом. Это единственный крупный город ОАЭ, расположенный вдали от моря. Как шутят ребята, сложнее было адаптироваться к жаре, чем решать задачи.
Олимпиада состояла из практической и теоретической частей. Практическая проводилась в биологических лабораториях и включала в себя четыре экспериментальных задания в области экологии, этологии, молекулярной биологии растений, биохимии и биоинформатики.
На заданиях по теории ребята отвечали на вопросы по клеточной и молекулярной биологии, анатомии и физиологии растений, животных и человека, этологии, генетике и эволюции, экологии, биосистематике.
297 участников из разных стран разбили на четыре группы, примерно по 70–80 человек. Каждая из них выполняла задания в отдельной аудитории, а победителями и призерами стали те, кто набрал больше всего баллов.
«Формат межнара — так в научной среде называют международные олимпиады — во многом похож на формат Всероссийской олимпиады. И там, и здесь нужно владеть значительным объемом теории, уметь применять эти знания, быстро считать и статистически обрабатывать данные. Задания не поставили нас в тупик. На российских олимпиадах мы считали средние значения хвостов грызунов, вычисляли стандартное отклонение данной величины, рассчитывали, чему равен t-критерий Стьюдента — это такой параметр, который позволяет статистически значимо решить, чей хвост длиннее: крысы или полевой мыши. С подобными задачами мы столкнулись и в ОАЭ», — говорит Никита Воробьев, ставший обладателем серебряной медали.
А вот Алиса Тимонина, получившая золото, считает, что некоторые вопросы были излишне простыми для российских школьников.
«На одном из практикумов нам дали задание на плазмолиз — это процесс, при котором клетки теряют воду в гипертоническом растворе. Не знаю, как у иностранцев, а у нас эта тема считается базовой, и мы с легкостью с ней справились. Считали мы и горловые трепетания птиц по видео в кабинете этологии. Это способ охлаждения температуры тела у пернатых. Однако лично для меня главная сложность олимпиады состояла не в заданиях, а в ограниченном времени и очень сильном волнении. И здесь я, конечно, постоянно вспоминала преподавателей, учивших нас справляться с переживаниями», — отмечает победительница.
Помимо интеллектуальных испытаний была у ребят и культурная программа. Школьников возили на две экскурсии — в столицу ОАЭ Абу-Даби и крупнейший город страны Дубай. Никиту Воробьева сильно впечатлила архитектура, а его коллега по сборной, наоборот, осталась равнодушна к восточным красотам.
«В ОАЭ мне не очень понравилось. Было жарко, мало растений и деревьев, серое небо. Какому биологу это придется по душе? С Россией не сравнить», — отметила Алиса Тимонина.
Понимать биологию — значит понимать жизнь
В этом году ребята окончили школу. Совсем скоро студенческая жизнь, которая тоже будет связана с биологией. Тем более что проблем с экзаменами не возникнет: победители международных олимпиад имеют право поступить в любой вуз без вступительных испытаний.
Так, золотая медалистка межнара Алиса Тимонина планирует учиться в МГУ на факультете биоинженерии и биоинформатики.
«Биология — моя любовь с пятого класса. Это очень красивая, многообразная наука, где много математики, логики и творчества. Изучая биологию, понимаешь, как устроена окружающая среда, включая человека», — рассказывает девушка.
А Никита Воробьев признается, что биологией увлекся недавно, но его настолько захватила эта наука, что без нее он себя уже не мыслит:
«В биологии, на мой взгляд, есть баланс между гуманитарными и точными науками. Заниматься чистой математикой или историей лично мне было бы сложно. Важность биологии заключается в том, что она описывает все аспекты жизни. Понимать биологию — значит понимать жизнь».
Как и Алиса Тимонина, Никита Воробьев планирует поступить в МГУ на биологический факультет.