Публицист Дмитрий Лекух: Паралимпийские трансляции стало больно смотреть

Самое неприятное в происходящем то, что некоторые новости уже перестают вызывать какую-либо эмоциональную реакцию. Сообщается, что Международный паралимпийский комитет (IPC) намерен навсегда приостановить членство Паралимпийского комитета России (ПКР) в организации. И все это происходит после того, как немногим ранее ПКР через трибунал того же IPC добился своего восстановления в правах и в августе подал заявку на участие в Паралимпийских играх 2024 года в Париже. Выглядит все это со стороны IPC отвратительно в высшей степени.

Публицист Дмитрий Лекух: Паралимпийские трансляции стало больно смотреть
© Российская Газета

Напомним, речь идет о соревнованиях людей с ограниченными возможностями. Даже как-то немного стыдно за IPC, а с другой стороны, уже и не очень больно. А чего, собственно, еще от этих светлых людей ожидать? Привыкли уже. Можем просто констатировать, что в сравнении с ними наши паралимпийцы - люди с неограниченными возможностями.

Правда, на холодную голову начинают возникать некоторые весьма неприятные вопросы, адресованные, к сожалению, и к нам самим - людям.

Попробую пояснить. Вы заметили, как вслед за МОК, своим "старшим братом", IPC сделал ставку на определенную модель поведения? Вместо романтической кубертеновской формулы "быстрее, выше, сильнее" главным двигателем олимпийского и, вслед за ним, паралимпийского движения стала бизнес-модель самой примитивной схемы, отлично известной горемычному отечественному шоу-бизнесу: "Мы вам делаем шоу - вы даете бабло". Но если в большом спорте, пусть и не во всех видах, а только в "коммерчески емких", эта модель еще хоть как-то работала, то в паралимпийских соревнованиях стандарты шоу-бизнеса превращают трансляции в то, что принято называть "испанским стыдом".

Там камеры как бы вынужденно фокусируются на неприкрытых культях, подергиваниях и конвульсиях спортсменов с соответствующими диагнозами, на черных повязках на глазах и таким образом, как модно говорить - "объективируют" чужое страдание. И как-то очень быстро благороднейшее, по задумке, мероприятие начинает вызывать смешанные чувства.

Собственно, в такой же приблизительно "испанский стыд" постепенно превращаются и большие Олимпиады, с атлетами, зримо имеющими изменения в геноме из-за передовых фармакологических практик, и идущими им на смену трансгендерами. Но на паралимпийских трансляциях это все становится настолько выпукло, что иной раз уже больно смотреть.

Глупо и непристойно отрицать саму необходимость паралимпийских видов спорта и соревнований людей с ограниченными возможностями. Но еще непристойнее участвовать даже в качестве зрителя в подобном сегодняшнем "шоу". Не покидает ощущение тупика и необходимости что-то поменять, чтобы остаться людьми. Оставлять все в прежнем, довольно непотребном режиме шоу-бизнеса, вне зависимости от решения конференции IPC в Бахрейне, совершенно точно нельзя.