Войти в почту

«Афродита» домчала до золота в Риме. Хронограф-2023

Олимпийскому чемпиону Валентину Борейко в начале октября исполнилось бы 90 лет

«Афродита» домчала до золота в Риме. Хронограф-2023
© Спорт уик-энд

На прошлой неделе по-настоящему дружное сообщество российских гребцов-академиков отметило юбилей олимпийского чемпиона 1960 года, призера чемпионатов мира и Европы, пятикратного чемпиона СССР Валентина Борейко. Он представлял ленинградский клуб «Знамя» и наибольших успехов добился, выступая в двойке распашной вместе с Олегом Головановым. Вершиной карьеры ленинградских «академиков» стала победа на Олимпиаде в Риме. В день финальных заездов на озере Альбано временные трибуны, сооруженные вдоль трассы (на этих соревнованиях дорожки для лодок впервые разметили) были переполнены. Шесть советских экипажей, в составе которых были 17 гребцов, пробились в финал. Доминировали в ту пору на чемпионатах СССР ленинградцы. Из 17 олимпийских финалистов 12 представляли наш город. И лишь двум из них, Борейко и Голованову, довелось подняться на высшую ступень пьедестала почета. В академической гребле было принято давать лодкам красивые имена. В Хельсинки легендарный Юрий Тюкалов стал олимпийским чемпионом на «Ласточке», а скиф Борейко и Голованова носил название «Афродита». В середине прошлого века у тренеров сборной СССР по академической гребле было мало информации о соперниках. Присматриваться к ним приходилось уже по ходу соревнований. После полуфинального заезда стало понятно, что главными соперниками Борейко и Голованова будет австрийский экипаж - Йозеф Клоймштейн и Альфред Загадер. В полуфинале они финишировали первыми, но ленинградские гребцы и не стремились раскрывать все козыри. Финишировав вторыми, они решили главную задачу - попасть в финал. В решающем заезде советский и австрийский экипажи долгое время шли нос в нос. Когда до финишного створа оставалось меньше трехсот метров, Борейко и Голованов совершили свой фирменный рывок, на который австрийцы ответить не смогли. «Афродита» финишировала первой. Это победа стала главной в спортивной жизни ленинградских гребцов. Они продолжали карьеру и после триумфа в Риме, участвовали в следующей Олимпиаде в Токио. Только Голованову было тогда уже 30, а Борейко - 31. Они уступили более молодым соперникам. Повесив весла на гвоздь, Борейко работал тренером сначала в родном клубе «Знамя», а затем и в национальной сборной. Готовил нашу команду к Олимпиаде-1972 в Мюнхене, воспитал более 40 мастеров спорта и был удостоен звания заслуженного тренера РСФСР. Скончался Борейко в 2012 году. Похоронен на Серафимовском кладбище.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Фото потерявшего сознание Борейко обошло всю мировую печать

О своем многолетнем партнере по гребному клубу «Знамя» и сборной СССР вспоминает участник Олимпийских игр в Риме Виктор Богачев- В академическую греблю обычно приходят парни гренадерского роста, а Борейко, как и его напарник по двойке распашной Голованов, ничем не выделялся среди сверстников. Рост у обоих был средний, где-то 175 см. Зато технику в гребном клубе «Знамя» им поставили идеальную. За счет этого ленинградский экипаж и побеждал как на всесоюзных, так и на международных соревнованиях. И Валентин, и Олег были обычными ленинградскими мальчишками. Даже жили в одном дворе у входа в ЦПКиО и вместе пришли в гребной клуб. Долгое время Борейко и Голованов тренировались у заслуженного тренера РСФСР Владимира Кирсанова, который вырастил целую чемпионскую плеяду ленинградских гребцов. Олимпийские чемпионы Рима пробовали свои силы и в четверке, и в восьмерке, но главные победы добыли в двойке распашной. Этот экипаж всегда отличался хорошей физической подготовкой и умением разложить силы по дистанции. Выкладывались парни полностью. Уже после Олимпиады на одном из престижных международных соревнований Валентин потерял сознание сразу же после финиша. Фотографы засняли этот момент - и кадр обошел всю мировую печать. Борейко и Голованов были разными по характеру людьми. Валентин - проще и общительнее, очень добрый, с хорошим чувством юмора. Олег - более тонкая натура. После завершения карьеры он даже в Испании тренером работал, хотя в то время советскому специалисту в области гребли трудно было попасть за рубеж. Мне довелось наблюдать за финальным заездом двоек распашных на озере Альбано. У своих главных соперников - австрийцев - наш экипаж выиграл достаточно уверенно. Хотя фаворитами ленинградцев не считали. Победа стала приятной неожиданностью даже для руководителей советской команды. Сюрпризом стал успех и для Валентина с Олегом. Когда их награждали, Борейко стоял на пьедестале в разных носках.

ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС

Господа спортсмены вызывали смех

Первое упоминание о футболе в России в прессе появилось 130 лет назад

Датой рождения российского футбола считается 1897 год, когда в Санкт-Петербурге состоялся первый официальный матч между командами «Спорт» и «Василеостровское общество футболистов». Игра проходила на Кадетской линии Васильевского острова. Столетие отечественного футбола было широко отмечено: выпущены подробные футбольные справочники, составлены символические сборные всех времен и народов, награждены все достойные. Вот только более раннее упоминание о футболе в отечественной прессе историки спорта отыскали в газете «Петербургский листок». В опубликованной в этом издании заметке сообщалось о матче, состоявшемся 24 сентября 1893 года на Семеновском плацу. Сейчас это Пионерская площадь рядом с ТЮЗом и станцией метро «Пушкинская». Правда, слово «футбол» и пиетет по отношению к нему еще не укоренились в журналистской среде. Да и спортивных журналистов, которые могли бы специализироваться только на голах, очках, секундах, в штатах СМИ в конце позапрошлого века еще не было. Отчет репортера «Петербургского листка» сегодня вызывает улыбку: «Господа спортсмены в белых костюмах, бегая по грязи, то и дело шлепались в нее со всего размаха и вскоре превратились в трубочистов». Как отмечал репортер, все это время в публике стоял несмолкаемый смех. Слово «футбол» в статье не упоминалось ни разу. Оно было просто неведомо российским журналистам в конце XIX века. Они предпочитали использовать термин «игра в ножной мяч». Из статьи в «Петербургском листке» читатели узнали, что в игре принимали участие 20 человек, которые «пытались загнать огромный шар ногами и головой, но не руками, в ворота противника». О голкиперах, защищавших ворота, вообще не упомянули. Ни о каких правилах ни публика, ни репортер «Петербургского листка» представления не имели. Только прошло всего четыре года, и в столице Российской империи в футбол заиграли на заводах, в институтах и гимназиях. В 1897 году состоялся первый официальный матч, с которого и отсчитывается история российского футбола. Борис ХОДОРОВСКИЙ.