Войти в почту

Кириллу в кладовке явилось чудо

Где больше всего чудес, доказательств которым не требуется? Наверное, в церкви. Вот и явил патриарх Московский и всея Руси Кирилл чудо, отыскав в кладовке своей резиденции в Переделкино список Московской Казанской иконы Божьей Матери. Икона датировалась 1580 годом и считалась пропавшей больше ста лет назад. По церковному преданию она находилась в ополчении Минина и Пожарского и помогла освободить Москву от поляков в начале XVII века. Вот и приурочили явление находки к Дню народного единства. Находка была названа уникальной святыней и сопровождалась не всем понятными словами – обретение и список иконы. Чем таинственней, тем значимей что ли?

Таинство исчезает, когда понимаешь, что список – это обычная копия (списано с оригинала), а обретена – найдена или подарена. Подлинник же иконы по легенде нашла в печи малолетняя девочка Матрона в 1579 году, а место, где лежала икона, ей во сне подсказала Богоматерь. Кто писал эту икону – легенда не уточняет, а где она сейчас находится – никто толком не ведает.

Кирилл представил Московскую копию иконы, с которой по преданию побеждали поляков. Но, откуда у патриарха такая точная дата ее написания, если она доподлинно неизвестна даже экспертам? Не менее животрепещущий вопрос – каким образом давно утерянная святыня попала в кладовку Кирилла? Об этом сказано весьма туманно. Дескать, ее сберегли благочестивые люди, и в какой-то момент она была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи. А что она делала в кладовке патриарха и он ничего не ведал о святыне? Об этом ничего не сказано, кроме как — была среди других икон, которые предназначались в качестве подарков. Не удивительно, что родился, к примеру, такой мем религоведов: патриарх в своей резиденции еще балкон и антресоль не разобрал.

Власть разумеет, что в смутные времена верующие обращают свои молитвы именно к Казанской Божьей Матери. Что чудесное обретение такой важной иконы должно на сакральном уровне подтвердить, что и в нынешние времена, когда Святая Русь стоит на рубежах защиты духовных ценностей от сатанинского западного мира, Бог на ее стороне.

Но про доказательства, что Кирилл явил миру именно тот самый список иконописного образа, забыли. В светском же обществе принято, что для апробации утверждения православного священника искусствоведческим сообществом, нужны более подробные разъяснения: какие специалисты и по каким признакам сделали вывод о подлинности иконы. Но, даже если научные изыскания будут предъявлены, все равно останутся сомнения, ведь история бытования образа запутана и до конца не известна. А так – только яркий жест в привычной пелене лукавства.

Чуда не получилось. Народ более приземлен: только бы не было войны-такое раньше делали пожелание друг другу. Оно сбылось? Чудо бы явилось, если б в государстве исчезло вранье, если бы его уважали, а не боялись, если бы люди в нем жили счастливо, с доверием и любовью, в том числе и к власть имущим… Чудо, пусть и невеликое – если бы, например, вдруг повысили значимо пенсии и зарплаты хотя бы учителям и врачам…

Ну а обретенная Кириллом в кладовке икона, религиозные «чудеса» — они нас сделают сплочение, счастливее и лучше? Владимир Ленин повторял фразу Карла Маркса, что религия – это опиум для народа. Религия, мол, служит успокаивающим, одурманивающим и обезболивающим средством для людей. Так же работал и опиум. Религия тормозила прогресс и отвлекала трудящихся от классовой борьбы за светлое будущее.

Но ведь так же считал и отнюдь не марксист, а французский аристократ, политик, писатель и философ Маркиз де-Сад, который в произведении «Жюльетта» в 1797 году писал: «Вы кормите народ опиумом, чтобы, одурманенный, он не чувствовал своих бед». Немецкий писатель Фридрих фон Гарденберг, он же Новалис, годом позже в «Цветочной пыльце» излагал так: «Ваша, так называемая, религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы».

На Бога, если уж так приспичило, можно конечно надеяться, но лучше самим не плошать. А то ведь не только перед всевышним будет неловко.