Войти в почту

Какие задачи стоят перед 69-й Российской антарктической экспедицией?

В Антарктиду отправилась очередная российская экспедиция. Она стала уже 69-й по счету. Сколько будет длиться эта экспедиция, какие задачи предстоит решать ее участникам, когда запустят новый зимовочный комплекс на станции «Восток» и какую подготовку проходили его строители, телеканалу «МИР 24» рассказал директор ФГБУ ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Александр Макаров.

Какие задачи стоят перед 69-й Российской антарктической экспедицией?
© Мир24

Сколько продлится экспедиция?

– Экспедиция длится больше года. Мы в конце 2023 года выходим из Петербурга, а полностью состав сменится в начале 2025 года. Сезонные работы, конечно, длятся меньше. Сейчас в Антарктиде лето, и примерно с декабря по март, три месяца, сезонный состав будет проводить работы на полярных станциях.

Сколько человек участвует в экспедиции?

– Достаточно много: зимовка и сезон – это около 250 человек. Сейчас у нас реализуется крупный проект по модернизации, строительству нового зимовочного комплекса на «Востоке», и задействовано только почти 200 строителей. Вместе с командой набирается 600-650 человек.

Одно из основных событий 69-й Антарктической экспедиции – запуск нового зимовочного комплекса на станции «Восток». Когда его запустят и как будет решаться производственная задача?

– Безусловно, задача организационная и, как вы говорите, производственная. Но без этих задач наука ничего не сможет сделать. 99% успеха любой научной экспедиции связано с успешным решением логистических и производственных задач. Новый комплекс планируют запустить в опытную эксплуатацию, проверить все системы в течение года.

Правда ли, что строители зимовочного комплекса проходили специальную подготовку, включая восхождение на Эльбрус? Если да, то зачем?

– Природные условия на станции «Восток» очень тяжелые. Помимо низких температур, а в августе там минус 82 градуса, по природным условиям это высокогорье – 3488 метров над уровнем моря. Поэтому работать там физически очень тяжело. Конечно, нужно было проверить, как люди будут с этим справляться.

Эксперты говорят, что новый зимовочный комплекс на станции «Восток» в своем роде уникален. Как он выглядит, на что похож, как в нем работать?

– Выглядит он как пятиэтажка протяженностью 150 метров. Внутри будет три этажа, для проживания будут одноместные каюты, – зимой предусмотрено 15 человек, в летний период – до 35. Там оборудованы столовая, комнаты отдыха, лаборатория, медицинская комната, гараж. Все очень удобно. В новом зимовочном комплексе будет комфортно, современно и безопасно – это основная цель. Таких скоростей строительства в Центральной Антарктиде, как сейчас, не было никогда и, я думаю, не будет в ближайшее время.

Он собран по модульной схеме?

– Комплекс был собран по модульной схеме на заводе под Гатчиной. Собрали его готовым, погрузили, отвезли. Работы в самой Антарктиде после доставки идут всего 2,5 сезона, это очень мало, это не 2,5 года.

2,5 сезона – это 7,5 месяцев на всю постройку?

– Да, но и зимой там, конечно, какие-то работы происходят, делают внутреннюю отделку системы ограниченным количеством людей. Но еще нужно доставить и возвести сами конструкции, для этого полторы тысячи километров нужно проехать от побережья вглубь континента, что занимает две недели.

Для тех, кто не очень понимает: там нет автомобильных дорог, передвигаться приходится по абсолютному бездорожью!

– Дорог нет и бездорожья нет, там снег и лед. Мы шутим, что все нужно везти с собой, доставку не закажешь.

Как говорят, главным научным достижением прошлого сезона стало извлечение на поверхность с глубины четыре километра образцов льда, которому больше миллиона лет. В этом направлении работы будут продолжаться?

– Да, на станции «Восток» будет продолжаться скважинное бурение над озером, будем повторно отбирать лед для повторного изучения. Главное – продолжать буровые работы с нашими коллегами из Горного университета с целью подготовки для исследования самого озера.

Новый зимовочный комплекс будет построен и введен в эксплуатацию. У нас уже готов мощный научный проект комплексного изучения не только льда в скважинах, но и воды и отложений озера Восток – там должна быть создана специальная буровая установка. Также у нас есть идея поиска самого древнего льда в Антарктиде, ледяного купола Б примерно в 300 километрах от станции «Восток». Мы думаем, что там будет самый древний в Антарктиде лед, которому более двух млн лет, а значит, самый древний на планете Земля. Такие идеи есть, проект готов. Надеемся, что правительство нас поддержит. Мы готовы его реализовывать. Это же не единственная задача экспедиции, будут и другие научные работы?

– Поговорили о важнейших, но задач экспедиции очень много. Десять станций, пять из которых круглогодичные и пять сезонных. На каждой из них выполняется комплекс важных работ, отмечу самые интересные. Продолжается проект по сбору океанологических проб на микропластик. Мы это запустили в прошлом году, очень успешно отработали, и в этом году продолжим. Будут продолжаться гляциологические исследования, гидрологические исследования, будут продолжаться геофизические исследования космической погоды на станциях. Номенклатура работ очень большая.

Как приходится работать, когда минус 82 градуса, когда лето всего три месяца? Кем круче быть, космонавтом или полярником?

– Классный вопрос! Конечно же, я считаю, что полярником. Станция «Восток» находится в полутора тысячах километров от побережья, девять месяцев в году она совершенно недоступна ни для какого транспорта. В космос же отправить людей или спустить их оттуда можно практически в любой момент. Это шутка, конечно, а может и не шутка.

Я думаю, специалисты из Роскосмоса с вами бы поспорили!

– Я думаю, что нет, мы с ними очень хорошо дружим, у нас есть совместные работы в Антарктиде, мы им очень помогаем, а они нам. Но условия все равно тяжелые и экстремальные, какими бы ни были технологии жизнеобеспечения, транспорта, одежды. Без работы полярников исследования будут невозможны, любые технологии используют люди. Наши полярники – настоящие герои, потому что они непрерывно работают в этих условиях.