Войти в почту

Астрономический успех: как москвичи взяли золото на международной олимпиаде, изучая тайны космоса

Московские школьники исследовали самый мощный звездопад — метеорный поток Геминиды. Это была главная задача недавней II Открытой международной астрономической олимпиаде, которую ребята решили даже без телескопа. Несмотря на сильных соперников, московская команда справились на отлично, завоевав шесть золотых медалей, а Дмитрий Тимофеев из школы Центра педагогического мастерства (ЦПМ) стал абсолютным победителем.

Астрономический успех: как москвичи взяли золото на международной олимпиаде, изучая тайны космоса
© Mos.ru

Ребята рассказали корреспонденту mos.ru, за что они любят астрономию, с какими сложностями им пришлось столкнуться на соревновании и о своих планах на будущее.

Через теорию — к звездам

Международная астрономическая олимпиада проходила в образовательном центре со звездным названием «Сириус». В состязании, состоящем из четырех туров, участвовали 79 человек. Соперниками столичных школьников стали ребята из 13 стран — Белоруссии, Перу, Кубы, Венесуэлы и других.

Чтобы попасть в национальную сборную, московские участники проходили долгий отбор. Сначала ребята должны были добраться до финала Всероссийской олимпиады школьников. После этого победителей и призеров ждали учебно-тренировочные сборы и квалификационные тесты. Отборочный тур длился больше года. За это время из сотни участников из разных регионов России остались только шесть человек, и все они — ученики столичных школ.

«Можно сказать, что участники олимпиады готовились к ней всю жизнь. Фундамент знаний закладывается в школе. Затем ребятам нужно было освоить и понять многое из астрономии, физики, математики и при этом не перегореть», — рассказывает один из наставников сборной России и методист Центра педагогического мастерства Иван Утешев.

Для участия в международных соревнованиях требуются знания, выходящие за рамки школьной программы, а для победы в них нужен широкий кругозор и развитая интуиция. При этом при подготовке «потолка» сложности нет.

По словам Ивана Утешева, ребята ответственно отнеслись к участию в международной олимпиаде. Они осознавали, что представляют не только себя, но и всю страну.

На соревнованиях в «Сириусе» участники сборной классифицировали метеорные потоки, изучали природу рассеянных звездных скоплений и оценивали условия видимости солнечного затмения, которое будет наблюдаться в Сибири в следующем веке. По каждому заданию требовалось написать краткий отчет — фактически исследовательскую работу. Несмотря на сложность задач, российская сборная блестяще с ними справилась.

«Лучшая мотивация к победе — хорошая подготовка. Благодаря ей появляется уверенность в своих силах. Поэтому победа нас не удивила. Ребята достойны этих медалей», — добавляет Иван Утешев.

Столичные школьники могут стать кандидатами в олимпиадные сборныеФормула победы: московские школьники — об участии в Международной олимпиаде по химии имени аль-Бируни

Понять, как работает Вселенная

Абсолютный победитель соревнования — ученик 11-го класса школы Центра педагогического мастерства Дмитрий Тимофеев увлечен астрономией с детства и с 13 лет участвует в соревнованиях различного уровня.

«Астрономия мне нравится тем, что, изучая ее, ты узнаешь, как работает Вселенная. Но больше всего меня поражает то, как ученые узнают об устройстве космоса. Чаще всего они могут получить только информацию о свете, испускаемом объектами. И благодаря этим данным астрономы уже так много выяснили о космосе и продолжают познавать его тайны даже сегодня», — отмечает Дмитрий Тимофеев.

О науке школьник может говорить часами. С каждым годом она не перестает его удивлять. Чем больше он узнает, тем сильнее крепнет его любовь к астрономии.

Международная олимпиада по астрономии стала для Дмитрия Тимофеева новым вызовом. Его не пугал длительный отбор и соперники из разных стран, а упорная подготовка позволила проверить себя на прочность и пополнить знания в любимой науке.

Одна из главных составляющих соревнования — сложные задачи. Они отличаются лаконичностью формулировок, опираются на современные технологии, данные и результаты реальных научных исследований. Но Дмитрий Тимофеев заранее знал, с чем ему придется столкнуться. Одним из этапов подготовки стали эффективные федеральные сборы, на которых школьник научился разбираться в непростых условиях астрономических задач.

Самым сложным и интересным заданием для абсолютного победителя стало практическое. Он установил день пиковой активности метеорного потока Геминиды с помощью большой базы астрономических данных. Все расчеты Дмитрий Тимофеев проводил на ноутбуке. Благодаря углубленным знаниям, внимательности, умению работать с большим объемом данных ему удалось вычислить движение небесных тел.

Несмотря на все сложности, школьнику понравилось участие в международной олимпиаде, доволен он и своей победой. Но, как считает Дмитрий Тимофеев, сейчас не время расслабляться, он уже задумывается о своем будущем.

«Я хочу связать свою жизнь с астрономией и поэтому планирую поступать в Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга», — добавляет будущий выпускник.

Самые высокие цели

Дмитрий Санковский в этом году закончил 11-й класс школы ЦПМ, а сейчас учится на первом курсе астрономического отделения физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Астрономией он увлечен с восьмого класса. Молодой человек признается, что ему всегда нравилось участвовать в интеллектуальных соревнованиях, получать новые знания и соперничать с не менее подкованными соперниками.

Подготовку к астрономической олимпиаде Дмитрий Санковский начал еще в 10-м классе школы. За его плечами несколько учебно-тренировочных сборов, а мотивация была бескомпромиссной. «Я всегда стараюсь ставить себе самые высокие цели», — подчеркивает молодой человек.

В первом туре олимпиады Дмитрия Санковского ждали теоретические задачи, во втором — три мини-исследования. Этот тур показался молодому человеку самым сложным и интересным. Больше всего ему, как и Дмитрию Тимофееву, понравилась задача про метеорный поток Геминиды, которую он решал с помощью метрики Холшевникова. Кстати, в честь этого русского ученого-астронома названа малая планета 3504.

Победа в международном соревновании не стала для Дмитрия Санковского неожиданной. Он был уверен, что хорошо выполнил свою работу. Теперь же его, как и Дмитрия Тимофеева, интересует дальнейшая учеба. Самый пугающий этап — поступление в вуз — уже пройден. А сегодня главное — получить еще больше новых знаний, усвоить их и подготовиться к предстоящим экзаменам.

«Ближайшие несколько лет я точно свяжу с астрономией, а дальше — как пойдет. В любом случае эти знания помогут мне в будущей профессии», — отмечает собеседник mos.ru.

От Цереры до солнечного затмения

Святослав Суглобов — выпускник школы № 57. Он учится на математическом факультете Высшей школы экономики, а астрономией увлекся еще в пятом классе. «В этой науке меня привлекают загадки, которые таит в себе космос: огромные масштабы планет, звезд, галактик», — делится молодой человек.

К олимпиаде Святослав Суглобов готовился на сборах, где команде России, по его словам, предоставили для этого максимально комфортные условия. Занятия шли без выходных — две недели по семь — восемь часов в день.

На олимпиаде молодой человек решал как легкие задания (например, вычислял относительную скорость космического аппарата и планеты Церера во время их наибольшего сближения), так и повышенной сложности. Такой стала задача практического тура. Она была посвящена солнечному затмению, которое можно будет наблюдать в Сибири в следующем веке. Участники олимпиады оценивали условия его видимости в точке с наибольшей фазой.

По словам Святослава Суглобова, астрономия останется для него увлекательным хобби, а свою жизнь он планирует связать с математикой.

Еще один обладатель золотой медали олимпиады, Константин Телелюхин, предпочел астрономии физику. Сегодня выпускник школы № 57 учится на первом курсе Московского физико-технического института. Но науку о звездах он не забудет никогда — это стало одним из его главных увлечений детства. Он любит астрономию за возможность исследовать процессы, которые нельзя повторить в земных условиях.

Измерить длину мышиного хвоста и исследовать плазмолиз: столичные школьники — о победе на олимпиаде по биологии в ОАЭСобрать гониометр и рассказать о диффузии: московские школьники — о победе на Международной олимпиаде по физике в Японии