Как выигрывать международные олимпиады и не сойти с ума?

Как выигрывать международные олимпиады и не сойти с ума?
© Индикатор

В рамках Конгресса молодых ученых в Сириусе прошла сессия с победителями и призерами международных олимпиад. Школьники рассказали о своем опыте участия и о специфике международных олимпиад, поделились секретами подготовки к ним и поговорили о перспективах: «Есть ли жизнь после межнара?».

На сессии выступили золотая медалистка Международной Менделеевской олимпиады по химии Дарья Азарова, золотая медалистка XII Европейской девичьей математической олимпиады Виктория Факанова, серебряный медалист Международной олимпиады по лингвистике Артём Бойко, призер VII Балтийской олимпиады по географии Ян Некрашевич и призер Международной олимпиады по лингвистике Виктория Зубкова.

Насколько международная олимпиада похожа на ВсОШ? Можно ли готовиться с ним одновременно или задания принципиально разные?

Ян Некрашевич: География – один из восьми реально доступных международных олимпиад, которые входят в правительственный список, она считается естественной наукой, потому что у нас разные географии. Если Всерос по географии – это олимпиада по наукам о земле, и знать столицы всех страх совершенно необязательно, а нужны мощные научные знания в разных областях: метеорология, климатология, минералогия и многое другое. Главное отличие от ВсОШ состоит в том, что международная олимпиада пишется на английском языке, так как в нее включена экономическая география, а это чуть более субъективные вещи, поэтому возможны вопросы с открытыми ответами, где-то нужно употребить правильный термин. Это не пространственный анализ или аналитика, а прямо качественная экономика. Поэтому кроме знаний со Всероссийской олимпиады нужно знать английский язык, чтобы на нем написать всё, что требуется, плюс международная олимпиада чуть более гуманитарная. Никто не будет напирать на ту сложную техническую базу университета, которая есть на Всероссийской олимпиаде. Во ВсОШ включены экология, геология, а школьная программа других стран не включает эти задания, и так как олимпиада должна примерно соответствовать темам в школьной программе, международная олимпиада не включает такие задания. Корреляция между теми, кто выигрывает Всеросс и кто выигрывает Межнар очень слабая: я знаю мальчика, который дважды становился абсолютным победителем ВсОШ по географии и всего один раз взял бронзовую медаль на Международной олимпиаде, потому что он учил в школе немецкий.

Виктория Факанова: В математике все гораздо приятнее. Математика тем и хороша, что она одинакова абсолютно везде. Ее нельзя как-то изменить, чтобы она стала принципиально другой. Ты просто занимаешься математикой, приходишь на любую олимпиаду и берешь ее. Есть, конечно, небольшая разница. Я планомерно готовилась к Всероссийской олимпиаде с 7 класса, нас готовили в Сборной Москвы, в ЦПМ: возили на сборы, предоставляли преподавателей. К Международной олимпиаде я готовилась со своим школьным учителем, так как есть темы, которые на Всероссийской олимпиаде не встречаются, а на Международной они в тренде. Они любят «ручные» задачи, которые берешь просто и ручками делаешь. На Международной олимпиаде часто нужно только какое-то очень идейное замечание, если ты начнешь смотреть на каждую задачу, думая: «Ну какая же тут может быть глубокая мысль», то всё получится. В среднем Международная олимпиада была легче, примерно как регион Всеросса.

Ян Некрашевич: «ручные задачи» - это, например, счетная геометрия? Считать ручками?

Виктория Факанова: Нет-нет, считать – это моветон. Некоторые так делают, но это у нас не приветствуется. Я имела в виду комбинаторику – просто подбирать что-то ручками.

Дарья Азарова: Я участвовала в Менделеевской олимпиаде по химии – это такой «мини-Межнар», там участвуют около 20 стран. В этот раз она прошла в Казахстане, в Астане. Вообще Менделеевская считается самой сложной среди химических олимпиад. В этом году по сравнению с прошлым стало чуть полегче. Мне она не показалось супер-трудной, да, сложнее, чем Всероссийская, но не критично.

Как пройти на Международную олимпиаду?

Виктория Факанова: Это очень тяжело, из России проходят только 4 человека. Обычно говорят, что самое сложное – это отбор, взять Международную олимпиаду уже легче.

Какие были задания?

Виктория Факанова: В этом году на Менделеевской олимпиаде было три тура, один из них практический…

Дарья Азарова: Скляночки с такой голубой жидкостью?

Виктория Факанова: Нужно было выделить чистый кофеин из кофе, после этого мы делали из него индикатор. Простыми словами нужно было сначала получить из большого количества коричневого порошка немного беленького порошка, потом из беленького сделать розовую жидкость, а потом розовой жидкостью окрасить другую, прозрачную.

Кстати о кофеине: сколько в целом олимпиадники спят? Два часа в день?

Виктория Факанова: В прошлом году я спала очень хорошо

Ян Некрашевич: Да, все давно представляют, что спать нужно. Олимпиадники решают проблемы как и все нормальные люди – если я сплю два часа, то пошел к врачу, исправил это. Примеры такие есть.

Виктория Зубкова: Если спать, то сразу появляется интерес ко всему, что есть в мире.

Артем Бойко: Мне кажется, я в университете сплю меньше, чем во время олимпиад.

Дарья Азарова: Во время олимпиад очень важно спать, чтобы вообще хоть что-то нарешать.

Есть ли жизнь после олимпиад? Если ты приходишь после олимпиад, бывают две вещи: или программа университета тебе не нужна на первых трех курсах, или ты приходишь в науку, а перед тобой стоят задачи совсем другого типа, чем в олимпиаде. Если ты пришел в лабораторию заниматься серьезной наукой, задачи там нельзя решить за 4 часа, что идет олимпиада.

Ян Некрашевич: Так и есть. Это причина, почему я не учусь ни на географическом, ни на геологическом факультете, а поступил на экономический. Некоторые мои товарищи поступили на географический и «ушли в жесткий депресняк» - и так все известно.

Виктория Факанова: Мне нужен был диплом олимпиады по химии, чтобы поступить на факультет фундаментальной медицины МГУ. С самого детства я хочу быть врачом, а именно нейрохирургом, так что это совершенно другие знания и новые умения, в дальнейшем на факультете у нас будут практические занятия по хирургии.

Виктория Зубкова: С лингвистикой немного другая история. Она меньше заточена на знания, большая часть того, что тебе нужно для выигрыша в олимпиаде – навыки, которые ты нарабатываешь при любой обработке информации в целом. Когда ты приходишь в вуз, тебе все еще интересно, во-первых, потому что у тебя есть примеры, как работают языки и ты уже видел это в задачах, а теперь ты начинаешь это теоретически обобщать и смотреть с точки зрения научных теорий. За счет этого тебе интересно, потому что ты можешь совмещать теорию, которую тебе дают сейчас с твоей практикой работы с языком. Во-вторых, олимпиадный опыт пригождается, когда ты начинаешь проводить лингвистические исследования. Ты смотришь на языковой материал и можешь сделать из него какие-то выводы. Это похоже на то, как ты готовился к Международной олимпиаде, но теперь ты делаешь это глубже, на научном уровне.

У нас очень распространена географическая неоднородность, многие талантливые школьники переезжают в Москву, чтобы готовиться к олимпиадам, где есть особые центры подготовки, которые собирают внутри множество олимпиадников. Как было у вас? И почему вы решили остаться в России, хотя после международных олимпиад была возможность уехать и поступить в заграничный вуз?

Дарья Азарова: Мне не нужно было никуда переезжать, я родилась в Москве. У меня была хорошая школа, я даже никуда не переводилась, не уходила в какой-нибудь ЦПМ. Сначала я училась в школе у дома. Мой старший брат любил олимпиадную математику и занимался ей со мной. Это была просто хорошая физико-математическая школа. А последние два года я уже перевелась и доучивалась в олимпиадной.

Артем Бойко: Моя мама очень хотела, чтобы я поступил заграницу, потому что переживала, есть ли здесь достаточно хороший уровень подготовки, тем более, что я хочу заниматься компьютерной лингвистикой, и это относительно новая область. Но мне в принципе не хочется уезжать далеко. Даже то, что я перебрался из Петербурга в Москву, все равно чем-то мне не нравится, я уже хочу обратно в Петербург. Но хорошей компьютерной лингвистики, которую я хотел, я, к сожалению, не нашел. Вдобавок, было проще поступить. Всероссийская олимпиада школьников дает БВИ (поступление без вступительных испытаний), а международную олимпиаду по лингвистике за границей не очень-то признают. Сейчас для многих межнар по лингвистике – это медалька и впечатление, чем реальные льготы.

Виктория Факанова: По химии медаль помогает очень сильно, у нас есть гранты на обучение в заграничных вузах.

Ян Некрашевич: Помогает-то помогает, но нужно еще очень многое сделать и доказать: вот, смотрите, я еще фехтую, танцую, бегаю, говорю на английском и французском, приложить аттестат из школы – классическая история. А еще бывает, что гранты распространяются только на филиалы – поступил в Кембридж, а учишься – Шэньчжэнь, Гонконг, Абу-Даби. У нас все стандартно – принес олимпиаду, значит учишься.

Дарья Азарова: За границей сложно даже с Международными олимпиадами, которые они сами признают. Если у тебя только Межнар и ничего больше – ты человек неинтересный. Ты чем вообще живешь, только этим? Нам нужны разносторонние студенты.

Кем вы видите себя в будущем, когда закончите учебу?

Ян Некрашевич: Думаю, я поступлю в магистратуру не по специальности бакалавриата, пойду на географический факультет.

Дарья Азарова: Мне интересна совершенно бесполезная (как многие считают, но не я) наука геометрия. Она бесполезная, потому что в реальном мире ей нет практического приложения, и оно все считается сейчас автоматически с помощью искусственного интеллекта. Если у тебя появляется идея, тебе нет смысла ее доказывать, можно просто нарисовать чертеж в специальном приложении, и оно тебе показывает, правдиво твое предложение или нет. Самому заниматься сейчас этим бесполезно, но мне очень нравится. Я занимаюсь исследованиями в сфере чистой науки, меня все это завораживает, но пока мне сложно представить себе карьеру именно в этой области. Это скользкая дорожка! Во-первых, непонятно, сколько ты будешь зарабатывать, во-вторых, не ясно, получится ли что-то в науке, потому что олимпиада и наука – это совсем разные вещи. На олимпиаде ты решаешь быстро-быстро, а в науке сидишь, два года в стол пялишься. Нужно быть к этому готовым. Поэтому сейчас я поступаю на что-то более прикладное – «Прикладная математика», чтобы попробовать себя в чем-то осязаемом. Но пока оно не привлекает, хочется пробовать себя в чистой науке.

Виктория Зубкова: У меня дилемма: мне интересна теоретическая лингвистика, чуть конкретнее – типология, но при этом я понимаю, что хоть ей и интересно заниматься с исследовательской точки зрения, исследовательскую работу нужно с чем-то совмещать. Я задумалась о преподавании – может, олимпиадном преподавании – или о научной работе, что-то в эту сторону. Либо попробовать себя в компьютерной лингвистике, чтобы совмещать теоретическую и компьютерную лингвистику и привлекать компьютерные модели для исследования теоретической области.

Артем Бойко: Я в лингвистику пришел не с гуманитарной стороны, как Вика, а с математической, и лингвистику полюбил-то за то, что в языках, оказывается, можно увидеть систему. Математика мне нравится, программирование тоже, так что я постараюсь пойти в IT, если не сложится с лингвистикой. Но ее я всё равно люблю, поэтому идеальна для меня компьютерная лингвистика.

Вы говорите, что не делали единственной своей целью в жизни победу в олимпиадах, говорите, надо спать. А как тогда все успевать?

Дарья Азарова: Не ходить в школу.

Ян Некрашевич: Без шуток. Взять свой индивидуальный учебный план и не терять времени на ОБЖ, на физкультуру. Ты просто физически не успеваешь ходить в школу: у тебя этап такой-то, сборы такие-то.

Виктория Зубкова: Все очень сильно зависит от школ. Есть школы, которые рассчитывают, что их ученики берут олимпиады, но при этом они школу посещают регулярно.

Дарья Азарова: Да, наша школа тоже давала «отпуска» по случаю олимпиад, но остальных поблажек не делала, нужно было ходить. Ну и я не представляю себе свою жизнь тогда без школы: это же друзья, перемены, активность, социум!

Артем Бойко: У меня был физико-математический лицей №239, там все прекрасно понимают, что мы олимпиадники, позволяли иногда пропустить непрофильные предметы, можно было нормально уходить на сборы.

Дарья Азарова (шутя): Оказывается, в школу полезно ходить, если школа хорошая!

Полную версию диалога со всеми забавными моментами можно услышать по ссылке: https://music.yandex.ru/album/28572276

Беседовали Алиса Ершова, Алексей Паевский, Екатерина Мищенко.