В Болонье ограничили скорость движения 30 км/ч, на очереди Рим. А как в Москве?
Власти Болоньи первыми на Апеннинах ограничили скорость с максимальных 50 км/ч до 30 км/ч на ключевых улицах города. Это решение спровоцировало волну недовольства среди автомобилистов и буквально "взорвало" соцсети.
Оригинальная идея принадлежит мэру Маттео Лепоре. По его словам, на подобный эксперимент его вдохновил успешный опыт Брюсселя, Парижа и австрийского Граца. Лепоре, который на своем автомобиле наглядно продемонстрировал журналистам все преимущества нововведения, убежден, что оно повысит безопасность дорожного движения, существенно снизит его интенсивность, а также благоприятно отразится на экологической ситуации в городе.
"Благодаря ограничению скорости жители Болоньи смогут наконец услышать пение птиц", - считает градоначальник, с которым готовы поспорить разъяренные автомобилисты. Они не сомневаются, что за этим романтичным настроем мэра на самом деле скрывается банальное желание собрать как можно больше штрафов. Жителей Болоньи готовили к реализации проекта Citt 30 ("Город 30") целых полгода, была проведена обширная рекламная кампания, но, судя по километровым пробкам, люди оказались морально не готовы проводить в машине полжизни.
Пример Болоньи не только оказался убедительным, но и на удивление заразительным
Обитатели соцсетей со всей присущей итальянцам креативностью создали целую серию мемов, самым популярным из которых стал коллаж из двух фотографий, на которых изображены двое одинаковых с виду мужчин. Разница лишь в возрасте: молодой - тот, кто только сел за руль, а пожилой - тот, кто наконец доехал до пункта назначения.
Министр транспорта Маттео Сальвини также крайне скептически отнесся к нововведению, назвав его "неразумным" и рискующим создать больше проблем, чем решить. Очевидно, для того чтобы переубедить общественное мнение, муниципальные власти Болоньи обнародовали статистику, согласно которой всего за две недели в столице Эмилии-Романьи число ДТП снизилось сразу на 21 процент.
Несмотря на шумиху в прессе и негативную реакцию в соцсетях, пример Болоньи не только оказался убедительным, но и на удивление заразительным. В среду мэр Рима Роберто Гуальтьери гордо объявил о том, что в ближайшее время в столице появятся 70 зон, в рамках которых максимальный скоростной режим будет ограничен до 30 км/ч.
Отмечается, что эксперимент затронет не только центральные районы Вечного города, но и периферию. Всерьез настроены на реализацию данного проекта в том или ином масштабе также власти Милана, Флоренции, Турина и Пармы.
30 км/ч в Москве - уже реальность
Для Москвы ограничение скорости в 30 км/ч уже давно стало не экспериментом, а реальностью. Но, конечно, не на основных магистралях, а на улицах с относительно спокойным движением в центре города. Например, на Малой Дмитровке, Малой Бронной, Большой Никитской, Варварке и других знаки "Зона 30" повесили еще 2021 году.
Эти знаки там висят и сейчас, причем они довольно неприметные. Впрочем, ехать намного быстрее на этих улицах не позволят ни здравый смысл, ни дорожная обстановка, во всяком случае в дневное время. Полос для движения там чаще всего две-три, много нерегулируемых пешеходных переходов и самих пешеходов, светофоры, парковки по краям, из которых то выезжают, то заезжают машины, обилие общественного транспорта... Куда тут гнать?
А на Малой Дмитровке по бокам летом еще и действуют велополосы, по ним катаются и туристы, и москвичи, и курьеры. При этом, по подсчетам столичного департамента транспорта, средняя скорость автомобилей днем там не превышает 25 км/ч. То есть как ни пытайся, а быстрее вряд ли поедешь.
Впрочем, эксперты отмечают, что в России действует нештрафуемый порог в 20 км/ч, который в сознании водителя "Зону 30" превращает в "Зону 50". "Такого порога нет нигде в мире, - говорит "РГ" руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. - И, на мой взгляд, его нужно понижать хотя бы до 5 км/ч. Что же касается ограничений скорости, то нужно выделять в городе два понятия - улица и дорога. И на улице скорость автомобилей должна быть ограничена существенно, поскольку там много пешеходов, общественного транспорта и т.д. А на дорогах, магистралях ограничение должно быть выше. В Москве это зачастую именно так и работает".
Отдельно Блинкин отмечает, что Болонью нельзя сравнивать с Москвой - в итальянском городе население около 400 тысяч человек против 13 миллионов в Москве. Тем не менее на центральных тихих улицах в любом случае не должно быть знаков "60", особенно с российским нештрафуемым порогом. Так что ограничение скорости авто в городах - логичный мировой тренд.
Подготовил Александр Мелешенко