Маргарита Суханкина: Помню всех, кто в меня верил

Легенда конькобежного спорта, шестикратная олимпийская чемпионка Лидия Павловна Скобликова 8 марта отмечает 85-летие. Какой ценой давались ей победы, она рассказала в интервью «Вечерней Москве»

Маргарита Суханкина: Помню всех, кто в меня верил
© Вечерняя Москва

Лидия Павловна, как собираетесь отметить день рождения?

— В домашней обстановке, в кругу семьи.

— Помните, как вы встали на коньки? Ведь на Урале, откуда вы родом, больше распространены лыжи.

— Естественно, я начинала с лыж. Лыжные базы были в каждой школе. А еще я занималась легкой атлетикой и гимнастикой. В школе у нас был замечательный преподаватель — Борис Николаевич Мишин, который развивал все эти виды спорта. В любительских коньках впервые я встала на лед небольшого стадиона, который зимой превращался в каток. Это было единственное место в городе, где зимой заливали лед, туда приходил покататься весь город.

— Но беговых «ножей» (коньки с длинными лезвиями. — «ВМ»), наверное, ни у кого не было?

— Я каталась даже не на хоккейных коньках, а на «дутышах» (коньки с прямым лезвием и очень коротким ботинком. — «ВМ»). В девятом классе меня назначали пионервожатой для четвероклашек, и я придумала водить их на каток, где мы бегали наперегонки.

А на беговые коньки я впервые встала уже во взрослом возрасте и совершенно случайно. Мне их дала чемпионка области, моя подруга Лида Пепелева, с которой каждое лето мы выступали в соревнованиях по легкой атлетике. Зимой я уходила на лыжи, а она — на коньки.

Однажды меня пригласили участвовать в соревнованиях по конькобежному спорту на первенство города. Я стартовала в последней паре.

И неожиданно для всех заняла первое место. А потом выступала на первенстве области. И там тоже выиграла.

— И поехали покорять Москву?

— Да, меня послали на студенческие игры. На соревнованиях в Сокольниках я тоже выиграла и получила два приза.

— После этого вас и заметили?

— Да. Летом я поступила в Челябинский педагогический институт. А в октябре в Челябинске проводилось первенство области по общефизической подготовке конькобежцев. Ко мне подошел преподаватель физкультуры и попросил выступить за них. Там надо было пробежать 100 и 1000 метров, прыгнуть в длину, сделать «пистолетик» (приседание на одной ноге, при котором вторую ногу нужно удерживать прямой перед собой. — «ВМ») и отжаться. Представляете — я чемпионка области в беге на коньках на 400 и 800 метров. Для меня пробежать километр ничего не стоило. Я выиграла все.

А потом пришла на отжимание. Отжималась, отжималась. Спрашиваю: «А сколько надо?» Мне отвечают: 10 раз. А я уже перевалила за 40. Так же было и с «пистолетиком». Я не знала, сколько надо сделать, и опять вместо 10 сделала 40 раз. И выиграла первенство области. Позже ко мне подошел челябинский тренер, мастер спорта Борис Алексеевич Кочкин и предложил заниматься коньками. Я стала ходить на тренировки. А там уже были мастера спорта Ирина Зайцева, Таисия Пашкова...

А я всего лишь второразрядница. Но стала учиться у них. И через год побила рекорд Советского Союза в группе девушек. В 1958 году была Спартакиада народов РСФСР в Свердловске.

Я выступала за команду Челябинской области. И заняла второе место на дистанции 3000 метров. Я продолжала тренироваться, мои результаты улучшались...

— Когда пришли первые международные успехи?

— В 19 лет, когда я училась на третьем курсе института, в Свердловске. Это было в 1959 году. Там по сумме выступлений я заняла третье место. И второе место на дистанции 3000 метров уступила только конькобежке из Финляндии Эви Хуттонен. Так и начиналась моя большая жизнь в спорте.

— А как же можно одному спортсмену выступать на таких разных дистанциях? Ведь еще Высоцкий пел: «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, — и спекся…»

— Я в легкой атлетике бежала стометровку за 12,8 секунды, и была чемпионкой области в беге на 400 и 800 метров. Спасибо за это родному городу Златоусту и его горам. Потому что, куда бы ты ни шел, всегда приходилось взбираться на них.

Я старалась не опаздывать на тренировки. Но на мне лежали хозяйственные работы. Мама спрашивала: «Ты куда?» — «На тренировку». — «Вот капусту польешь — тогда и иди». А что такое полить? Нужно добежать до речки, зачерпнуть воды, вернуться… А под каждый кочан надо вылить по полведра. А в это время наша группа конькобежцев уже шла на тренировку. Для того чтобы их нагнать, я, вместо того чтобы обегать гору, поднималась и спускалась через нее, бежала через лощину. Тут уж хочешь не хочешь становишься физически сильнее всех остальных.

— Получается, что мама устраивала вам дополнительные «тренировки»?

— Да. Зимой на мне лежала обязанность вычистить снег около ворот, когда телега со стогом сена для коровы въезжала к нам во двор. У нас была большая семья: пятеро братьев и сестер. А за пятерых и ответственность больше...

— А как вы научились распределять силы по дистанции?

— Для этого мы и тренировались в сборной страны, у хорошего тренера. А еще я смотрела на чемпионов, запоминала, как делали они. Так прошли все 10 лет...

— То есть на наглядном примере?

— Я же говорю, главное — тренер. Мой муж Александр Полозков входил в состав сборной СССР по легкой атлетике, был мировым рекордсменом по спортивной ходьбе. Если бы не он, я вряд ли выиграла бы четыре золотые медали на Олимпийских играх: моя общая физическая подготовка в 1963– 1964 годах была полностью его заслугой.

— Кто из соперниц запомнился вам больше других?

— Самые упорные соревнования были всегда с Валентиной Стениной, Ингой Ворониной, Ириной Егоровой.

А на Олимпийские игры приезжали только сильнейшие. Надо было выигрывать у немки Хельги Хаазе на 500 метрах, у знаменитой бегуньи на длинные дистанции финки Эви Хуттонен. Так что была задача выиграть на каждой дистанции у каждого соперника.

— Это был удивительный триумф. А на родине отметили ваши заслуги?

— Мне присвоили звание заслуженного мастера спорта. За обе Олимпиады наградили орденами Трудового Красного Знамени. Но главное — нам с мужем подарили замечательную трехкомнатную квартиру в Челябинске. А на свадьбу денег не хватало. Но она была очень теплой. В гости пришел весь курс, подарили нам чайный сервиз. По тем временам — отличный подарок.

— Как вы считаете, надо ли нашим спортсменам ехать на Олимпиаду в Париж без гимна и флага?

— Это дело каждого спортсмена. Я патриот страны и привыкла защищать ее честь. Но в то же время — люди отдают 10–15 лет жизни, чтобы поучаствовать в Олимпиаде. Надеюсь, что руководителей спортивных организаций, и особенно МОК, наконец посетит мысль отменить все запреты: спорт — не политика.

— На малой родине бываете?

— Была на открытии соревнований по конькобежному спорту, участвовала в награждении. Три дня провела и в родном Златоусте. В Челябинск ездила на биатлон, конькобежные соревнования. У нас там есть замечательный ледовый дворец «Уральская молния» (имени шестикратной олимпийской чемпионки Лидии Скобликовой. — «ВМ»).