"Свобода взаймы". Что можно увидеть в уникальном российском "Музее лошади" на ВДНХ

МОСКВА, 4 апреля. /ТАСС/. Можете ли вы представить, глядя на современных красавцев-скакунов, что когда-то их предками были существа, своим видом больше напоминающее средних размеров собаку? Тем не менее это именно так - около 55 млн лет до нашей эры на земле появилось маленькое животное эогиппус - с пальцами на лапах и ярким защитным окрасом. Но вот что точно роднит предка с его славными потомками - это скорость, иначе как удирать такому малышу от агрессивных соседей?

Гости выставки "Россия" на ВДНХ могут разнообразить свою программу посещением Центра национальных конных традиций в павильоне 42 и ознакомиться с интерактивной экспозицией "Музей лошади", которая посвящена истории ее происхождения, эволюции, большим победам, уникальным достижениям и секретам разнообразия пород. Восемь выставочных залов обустроены так, что путешествие по ним мало напоминает привычную экскурсию. Каждый экспонат - дань любви и уважения к благородным животным. Через наушники здесь можно услышать мир так, как слышат его лошади, а также научиться определять по стуку копыт их аллюр - шаг, рысь, галоп или иноходь.

Вниманию гостей представлена уникальная коллекция стремян и подков, привезенная в Центр национальных конных традиций со всего мира. Здесь можно познакомиться с конными профессиями с помощью искусно оборудованных экранов, с которых с посетителями общаются шорник, ветеринарный врач, кузнец или коваль.

Не обошли устроители экспозиции и тему лошадей в изобразительном искусстве - проекционные картины с эффектом параллакса Карла Брюллова, Кузьмы Петрова-Водкина, Сергея Ворошилова, Николая Сверчкова. Впечатляет и небольшая галерея из фотографий самых известных лошадей Кремлевской школы верховой езды, к каждой из которых подобрано высказывание - "Лошадь - это поэзия в движении", "Конь без всадника - всегда конь, всадник без коня - только человек", "Когда мы садимся на лошадь, мы берем взаймы свободу". Мигель де Сервантес в "Дон Кихоте" написал, что "лошади научили людей верности", а Василий Шукшин считал, что "когда умрет последний конь, мир рухнет, потому что самые лучшие люди - это кони". Читающих строки гостей преследует нарастающий стук копыт - галерея приближает их к залу "Кавалерия сквозь века", который переносит их во времена зарождения истории кавалерии.

Кремлевская школа верховой езды

Одно из самых ярких и красочных мест экспозиции - зал, посвященный конному спорту. Здесь можно узнать о классических видах конного спорта, которые входят в олимпийскую программу: выездка, конкур, троеборье, а также о спортивных парах, чьи рекорды не побиты по сей день. Так, например, 5 февраля 1949 года в чилийском Винья-дель-Мар капитан Альберто Ларрагибель Моралес на своем коне Гуасо взял высоту 2,47 м. Неофициальная успешная попытка превысить это принадлежала американцу Фреду Веттаху - младшему и его лошади Кингс Оуэн, но зарегистрирована она так и не была.

В настоящее время существует пять национальных школ классической верховой езды, которые находятся под охраной ЮНЕСКО: Испанская школа верховой езды в Вене (основана в 1572 году), Королевская андалузская школа искусства верховой езды (основана в 1973 году), Французская национальная школа верховой езды Кадр Нуар де Сомюр (основана в 1972 году), Португальская школа конных искусств (основана в 1979 году) и самая молодая - Кремлевская школа верховой езды, основанная в России 15 ноября 2006 года. Она является хранителем уникального военно-прикладного искусства - джигитовки. Это дисциплина, в которой спортсмен в седле выполняет гимнастические и акробатические трюки, а также демонстрирует мастерство владения оружием.

Кстати, команда кремлевской школы после блистательного участия в фестивале "Спасская башня" на главной площади страны, была приглашена в Великобританию на бриллиантовый юбилей Ее Величества королевы Елизаветы II, куда съехались лучшие конные коллективы всего мира. Организаторы, увидев репетицию россиян, поняли, что такое выступление достойно только финала. Однако сложность заключалась в жестком тайминге оркестра, под который выступали коллективы, и поэтому в концовке первого дня российские всадники выступили без музыки, но под оглушительные овации. Ко второму дню мероприятия поступило указание - пока русские скачут, оркестр должен играть.

Чемпионат мира по джигитовке прошел в прошлом году на историческом выводном кругу на ВДНХ. Причем его проведению не помешала политическая обстановка, подточившая другие виды спорта. На соревнования в Москву приехали как представители ближнего зарубежья, так и всадники из Индонезии, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции и Франции. Все команды выступали со своими флагами и награждались под свой гимн.

Совсем скоро в Кремлевской школе верховой езды стартует новый сезон, богатый на уникальные соревнования и активности. Музей же работает круглогодично. К слову, на прощание каждый из посетителей на выходе может потереть на счастье подкову и получить персональное пожелание удачи.