Войти в почту

Чемпион России в беге на 100 м Крылов: хочу доказать, что белый человек тоже не лыком шит

Бегун из Красноярска Константин Крылов, победивший на командном чемпионате России в Сочи на дистанциях 100 и 200 м, в интервью ТАСС рассказал, когда планирует побить рекорд страны 38-летней давности, нашел недостатки у сильнейшего спринтера планеты Усэйна Болта и поделился своими планами на Олимпиаду-2028.

Чемпион России в беге на 100 м Крылов: хочу доказать, что белый человек тоже не лыком шит
© ТАСС

— В 2022 году ваш лучший результат в беге на 100 м составлял 10,77 сек., на 200-м – 21,48. В прошлом году вы пробежали стометровку за 10,15 сек., а дистанцию вдвое длиннее — за 20,42. Прогресс, на мой взгляд, феноменальный. Как вам удалось достичь такого роста в результатах?

— Я просто перешел на другой уровень в беге, физически за год прибавил тоже, конечно. Ну и техника бега стала более чистой. Да, я согласен, выглядело все так, как будто мне удалось резко прибавить.

Но хочу заметить, что на самом деле начиная с 2020 года, когда я перешел к своему нынешнему тренеру, прогресс в результатах за каждый год шел достаточно резкими рывками, но только потому, что выездные соревнования, такие как первенства России, проходили всего два раза в год. И мне не всегда получалось реализовать себя на них по максимуму. А в целом за все эти годы рост был постепенный и поэтапный.

— Действующему рекорду России в беге на 100 м почти 38 лет. Он равен 10,10 сек., в далеком 1986 году его установил Николай Юшманов. Побитие рекорда страны, до которого осталось всего 0,05 сек., является для вас ближайшей целью?

— Да, это очень старый рекорд. Он является одной из моих целей. Но я стремлюсь к более интересным циферкам, чем эти. Чтоб мой результат состоял не из четырех, а трех цифр. Но я не загадываю, когда это должно случиться, иду к своей цели шаг за шагом.

— На командном чемпионате России в Сочи, который проходил в конце мая, вы одержали победу как на 100, так и на 200 м. Какая их этих дистанций вам больше по душе?

— Если ты считаешь себя настоящим спринтером, то должен одинаково хорошо бегать обе дистанции. Но если честно, то мне пока больше по душе 100 м. 200-метровка более медленная, ее бежишь со старта не на максимальных скоростях. А мне нравится бежать сразу очень быстро.

Для 200 м нужно побольше выносливости, хотя и эта дистанция тоже очень интересная, поэтому у меня нет желания бегать только стометровку. Вспомните, как одинаково успешно бегал обе дистанции Усэйн Болт.

— А у вас есть кумиры в легкой атлетике? Может быть, это и есть великий Болт, которому принадлежат мировые рекорды на обеих спринтерских дистанциях? И именно после просмотра соревнований с его участием вы, допускаю, пришли в легкую атлетику.

— Я, конечно, знал, кто такой Болт. Но в спорт пришел точно не из-за желания быть таким, как он. Я вообще тогда спринтом не занимался. И вообще кумира как такового у меня нет, я у всех стараюсь брать лучшее и отметать худшее.

— А у Болта тоже было что-то худшее?

— Этот спортсмен любил гулять, не всегда соблюдал спортивную дисциплину. Но в целом, конечно, он может являться примером для подражания. Не зря к его мировым рекордам уже почти 15 лет пока никто не может подступиться.

— А из отечественных спринтеров вы могли бы кого-то выделить?

— Конечно. В первую очередь, конечно, я хочу выделить двукратного олимпийского чемпиона Валерия Борзова, это очень значимая фигура в истории советского спорта. Я слышал, как он готовился к соревнованиям, у него были очень жесткие тренировки. Ну и Ирина Анатольевна Привалова, конечно, тоже может являться ярким примером для подрастающего поколения. Она была великой бегуньей. Мне очень важно, что Ирина Анатольевна тепло относится ко мне, понимает меня, все-таки мы оба спринтеры.

— Вам только 20 лет, с прошлого года являетесь обладателем юниорских (до 20 лет) рекордов России в беге на 100 и 200 м. Планируете ли дальше выступать на молодежных соревнованиях (до 23 лет), или с этого сезона решили сосредоточиться только на взрослых стартах?

— Мы с тренером приняли решение, что с этого года не будем больше распыляться на молодежные старты. Я буду больше тренироваться, а потом выступать только на взрослом уровне.

— Командный чемпионат России в Сочи был для вас первым стартом летнего сезона. Стометровку вы выиграли с результатом 10,28 сек., 200-метровку – с 20,97 сек. Оцените свое время.

— В целом для начала сезона я пробежал достаточно хорошо. Если детально разбирать, то финал стометровки у меня не очень получился, хотя результат оказался неплохим. У меня уже есть определенная база для дальнейшей работы. А с 200-метровкой пока непонятно, мы ее пока не натренировали, поэтому получился такой результат. Время еще есть, можно и здесь многое улучшить.

— Вы представляете Красноярский край, который не выставил свою команду на спринтерскую эстафету. Следует ли из этого, что у вас на родине быстрый бег не развит и все ваши успехи в какой-то степени случились вопреки всему?

— Самая быстрая бегунья России Кристина Макаренко выступает за Красноярский край, ее муж Артем Макаренко, победивший в Сочи на дистанции 110 м с барьерами, также мой земляк. Поэтому говорить, что в Красноярском крае совсем никто не умеет быстро бегать, я бы не стал. Но то, что хороших спринтеров у нас мало, тоже правда.

— Вы ворвались во взрослую сборную команду в прошлом году и сразу стали оказывать серьезную конкуренцию на беговой дорожке всем старожилам. Они вас встретили с радостью или наоборот?

— Поначалу с их стороны была некая настороженность, но сейчас стало все более-менее спокойно, вполне дружеские взаимоотношения. Но когда выходим на старт, все хотят быть первыми, и это нормально. А после финиша друг друга поздравляем, и мне кажется, что все это искренне.

— Какие задачи поставили перед собой в этом сезоне?

— Мне предстоит много работы на тренировках, чтобы потом улучшать результаты. Особенно в июле, когда будет перерыв между стартами. А в середине августа на чемпионате России мне нужно будет лететь на максимальных скоростях. Чтобы бить не только юниорские рекорды страны, но и взрослые. Нацеливаюсь побить в августе рекорд России на стометровке.

— Расскажите, пожалуйста, о своем тренере. Насколько большую роль играет он в вашей спортивной жизни?

— Я инструмент, который воплощает на беговой дорожке мысли тренера. Я очень ценю его, он математик по образованию, имеет звание мастера спорта в беге на 100 м. Сергей Сергеевич Пантелеев пока не очень известен в мире легкой атлетики, но мы очень подходим друг к другу.

— Не пытались ли более титулованные тренеры переманить вас к себе, обещая более короткую дорогу к спортивным вершинам?

— Таких предложений мне еще не поступало. А если бы и поступили, то в ответ был бы однозначный отказ. Потому что я считаю, что лучшего тренера, чем Пантелеев, для меня нет сейчас.

— Перед чемпионатом России в Париже пройдут Олимпийские игры, куда российских легкоатлетов не допустили. Будете ли вы смотреть соревнования сильнейших спринтеров мира?

— Конечно, буду. Олимпиада — это очень интересное событие, которое проходит только раз в четыре года. Не факт, что посмотрю прямую трансляцию, но в записи обязательно.

— У вас есть опыт выступления на юношеских или юниорских международных стартах?

— Никогда не выступал за рубежом. Переживаю ли я из-за того, что пока не могу выступать за границей? Ну, мне пока российских стартов достаточно, я пока не выгорел и наслаждаюсь тем, что имею. Но я очень надеюсь, что через четыре года на следующей Олимпиаде мне представится возможность выступить. Думаю, нас скоро вернут на международные старты.

— Но как вы относитесь к тому, что не имеете возможности из-за неспортивных причин выступать на заграничных турнирах вместе с сильнейшими зарубежными соперниками?

— Я понимаю, что это несправедливо, но стараюсь этим не заморачиваться. У меня нет опыта выступлений за рубежом, поэтому я не особо чувствую, что чего-то лишен сейчас. Я вырос в условиях, когда нас никуда не пускали. Поэтому особого дискомфорта пока не ощущаю, если честно.

— Не поступали ли вам предложения в это сложное для российской легкой атлетики время уехать за рубеж и выступать за другую страну?

— Не поступали. Хотя слышал разговоры, что мне нужно поменять гражданство. Но я к этим советам не прислушиваюсь. А серьезных предложений о переходе, повторюсь, мне не поступало.

— Любому бегуну европеоидной расы хотя бы один раз в жизни задавали вопрос, в чем секрет успеха темнокожих спринтеров, которые живут в США или на Ямайке…

— Не исключаю, что темнокожие легкоатлеты от природы предрасположены к быстрому бегу. Но нельзя не учитывать, что условия для подготовки и восстановления ведущих легкоатлетов этих стран также находятся на очень высоком уровне. Тренеры у них более опытные и обладают самыми современными методиками. Но, тренируясь в идеальных условиях, этим спортсменам пока никак не удается побить рекорды Усэйна Болта, которые были установлены уже очень давно. 

Что касается меня, то мне хочется доказать на дорожке, что белый человек тоже не лыком шит. Это и есть цель в жизни, чтобы все офигели от тебя в мире.

— В прошлом сезоне у вас произошел стремительный рост в результатах. А интерес со стороны антидопинговых служб к вам тоже значительно вырос за последний год?

— Не скажу, что особо сильно. Бывали месяцы, когда меня часто проверяли, а иногда подолгу никто ко мне с пробирками не наведывался. В феврале, когда проходили соревнования, мне раз пять приходилось проходить допинг-контроль. К этой процедуре я отношусь абсолютно спокойно.

— Вам уже приходилось выступать на одних турнирах с чемпионами мира Марией Ласицкене, Сергеем Шубенковым, которые много раз побеждали на самых представительных международных стартах. Испытываете ли вы какое-то волнение, видя их?

— Поначалу было даже немного непривычно и волнительно. Я рядом с ними, они выступают на том же турнире, что и я. В душе присутствует какая-то радость от осознания, что я так же, как и они, являюсь членом сборной России по легкой атлетике.

— Вы ранее заметили, что Болт немало времени тратил на гулянки вместо того, чтобы тренироваться. А сами полностью сосредоточены на тренировках, никакой личной жизни нет?

— Да, у меня есть девушка, она тоже спортсменка и занимается спортивной аэробикой. Она меня хорошо понимает и не отвлекает от спорта, иначе, думаю, и не появилось бы никакой девушки.

Сейчас в моей жизни все достаточно грамотно разложено, спорт на первых ролях, а все остальные аспекты жизни выстроены так, чтоб помогать достигать хороших, высоких спортивных результатов.

Я думаю, что я ей нравлюсь как человек, а не потому, что выигрываю медали. Ну и титулы тоже немаловажны, наверно. Ее поддержка важна для меня, не буду скрывать.

— Но на спорте и девушке жизнь не зацикливается…

— Я люблю компьютерные игры, в основном стрелялки, хотя сейчас этим стал реже заниматься. Занимаюсь самообразованием, повышаю свой интеллектуальный уровень.

— Высшее образование получаете?

— Я являлся студентом математического факультета Сибирского федерального университета. Когда я поступал в этот вуз, у меня в спорте не было еще высоких результатов. Но потом начал сильно прогрессировать в беге, и мне пришлось отказаться от учебы, потому что на моем факультете нельзя учиться в перерывах между сборами. У меня копились задолженности, с которыми со временем было все труднее справляться.

— Но ваш математический склад ума как-то помогает в спорте?

— Да, конечно. Ту же скорость могу подсчитать без калькулятора. И без знания физики в спорте вообще никуда. Но я намерен получить высшее образование и в этом году буду поступать в Институт физической культуры и спорта, который находится в Красноярске.