Наши на Олимпиаде. Тамара Дронова: от лыжных гонок и трека к победам на шоссе

«Матч ТВ» знакомит с сильнейшей велогонщицей России. Призер Европейских игр в велоспорте на треке Тамара Дронова — идеальный пример того, как российская велогонщица может перезапустить свою карьеру в уже довольно зрелом возрасте. За рубежом путь после успеха на треке в профессиональную шоссейную команду — дело обычное. Это в порядке вещей. В новейшей истории российского велоспорта таких примеров — по пальцам пересчитать, за последние два олимпийских цикла история Дроновой и вовсе уникальна. Она была многократной чемпионкой России на треке. На международных соревнованиях — еще в юниорках выигрывала чемпионат Европы в спринте с Анастасией Войновой, но потом перешла в темповые дисциплины и десять лет назад по «андерам» забрала на первенстве Европы U-23 два личных золота и одно — в командной гонке. Потом был перерыв в карьере в связи с рождением ребенка и полная перезагрузка. Но уже в 2019-м она стала призеркой Европейских игр в индивидуальной гонке. — После декрета я стала еще сильнее. К тому же у меня появилась дополнительная мотивация, — говорит Тамара. Какое-то время выступление на шоссе, как и для многих «темповичек», было для Тамары прежде всего шансом получше подготовиться к соревнованиям на треке. — По линии сборной меня тогда не рассматривали, я была чистым трекачом. Первым шагом к шоссе была бронза на чемпионате России в индивидуальной гонке, заметили в команде Cogeas. Так и пошло. И пошло по нарастающей. Она подписалась в Cogeas (сейчас Roland), и теперь шоссе — основная дисциплина для нее. Но еще перед Играми в Токио все было не так. Она ехала групповую гонку прежде всего, чтобы попробовать себя в борьбе с сильнейшими и прочувствовать весь накал страстей. Профиль трассы уж точно ей не подходил, да и не хватало опыта выступления на шоссе на таком высоком уровне. — Но перед Олимпиадой в Токио я поняла, что есть люди, которые в меня верят, даже если я сама в себя где-то не верила. Зареклась, что на следующей Олимпиаде, если получится, я уже точно не буду 33-й. Я, к радости или к сожалению, тогда особо не понимала, какого уровня там соперницы. Знала, конечно, что та же Аннемик [ван Влойтен] выигрывает если не все, то практически все. Было интересно. Гонки на треке более энергичные, скоростные, но по времени — скоротечные. На шоссе за четыре часа ты можешь умереть, воскреснуть, опять умереть, снова воскреснуть и бороться дальше. Есть в шоссейных гонках своя магия, — рассказала она. Уже само участие в той Олимпиаде стало для Тамары отличным трамплином и хорошей мотивацией. В составе профессиональной команды она заезжала в топ-10 на «Гент — Вевельгем», выигрывала на многодневке в Испании, была призеркой этапа «Тура Романдии» и поднималась в топ-3 генеральной классификации Vuelta, а Andalucia Ciclista Ruta Del Sol. А еще на ее счету участие в двух «Тур де Франс». Безусловно, сейчас Тамара лучшая из шоссейных российских велогонщиц. Большую часть года она гоняется в европейском календаре, но продолжает приезжать на чемпионаты России. И в последние два года оформила по дублю, выиграв и индивидуальную, и групповую гонки. В этом году в Муроме ей пришлось непросто. — С одной стороны, хорошо, что удалось выиграть. С другой, по тактике у всего пелотона была только одна цель — я. Собственно, так все и действовали. Даже если посмотреть протокол, можно понять, что уехавшие белорусские гонщицы, по сути, никого в плане борьбы за медали не интересовали, — говорит она. Во время чемпионата России ей пришло приглашение от Международного олимпийского комитета на Игры в Париже. Заработанных россиянками очков хватает на два места в групповой гонке и на одно — в «разделке». Тамара собирается выступать в обеих дисциплинах. — Если не появится никаких дополнительных условий, то да, я собираюсь выступить на Олимпиаде. Как бы там ни было, это все равно вершина, цель и престиж, — считает Дронова. К слову, рельеф групповой гонки в Париже сильно отличается от того, что был в Токио. — И он уж точно подходит мне куда больше, чем тот, что был на прошлой Олимпиаде. Думаю, будет интересно. Тамара прошла длинный путь. И, кстати, он начинался не в велоспорте и вообще не в летних видах спорта. Дронова — в девичестве Балаболина — серьезно занималась лыжными гонками. — Мой уход из лыжного спорта не был в полной мере осознанным. Были сложности с тренером. С горячей руки сказала: «Все, больше не буду», хотя были предложения из других команд. Я тогда вообще решила заняться учебой, но тот тренер, который привел меня в велоспорт, убедил, что талант растрачивать нельзя. Надо попробовать себя в велоспорте — и потом уже решить. «Пробы» в велоспорте Тамара прошла успешно, а вот проверку на домашний образ жизни после рождения ребенка она не выдержала. — Если честно, в первый месяц после рождения ребенка мне было очень тяжело дома… Жизнь спортсмена в какой-то степени тоже рутина, но сидеть на одном месте дома — я этого просто не вынесла. Сказала, что мне скучновато, и решила попробовать вернуться. Муж сказал, что стоит попробовать — он поддерживает меня в моих начинаниях, даже если не всегда согласен. Через пять месяцев выступила на чемпионате России в Омске и увезла оттуда две золотые медали. Конечно, было тяжело, ребенок занимал время и днем, и ночью. Были свои проблемы, как у всех деток. Но мы как-то справились. На девятый месяц уже поехала на этап Кубка мира на треке. Сборная дала еще один шанс проявить себя. Сейчас Тамара уже опытная гонщица, но она совсем не жалеет, что не сразу перешла к выступлениям на шоссе. — Я считаю, что всему свое время. Благодарна тому, что это случилось. Не так уж и поздно все это произошло, кстати. Шоссейный велоспорт — он вообще для зрелых и опытных.

Наши на Олимпиаде. Тамара Дронова: от лыжных гонок и трека к победам на шоссе
© Матч ТВ