Чем запомнится фестиваль циркового искусства "Идол-2024" в Москве
Более 200 артистов из 17 стран мира, в том числе из США, Германии, Китая, Россия, КНДР, Эфиопии… И все на одном круглом манеже диаметром в 13 метров, под куполом Большого московского цирка. И никому не тесно. От аналогий тут не удержаться - да и нужно ли?
Цирковой манеж как уменьшенная модель земного шара. Планета, на которой никто не воюет, только состязается в самом честном из искусств - цирковом. Без зависти друг к другу, без попыток подставить или уколоть. Без страховки. Воздушные гимнасты на ремнях из России и США - Джиллиана и Денис Баженовы - взлетают на высоту под двадцать метров, чтобы рассказать о любви и страсти. Дрессировщик из Гватемалы Карлос Брешиани забегает в клетку к тиграм - так вечные сюжеты о смелости и благородстве заканчиваются миром - смельчака в финале аттракциона целует львица. Артистка Большого Московского цирка в жанре "подкидные доски" Нелли Ауди поднимается на ходулю, чтобы подарить миру новый рекорд - тройное сальто-мортале, вперед согнувшись, с поворотом на 180 градусов… Рекорд дастся не сразу, сначала будут три безуспешные попытки, но артистка соберется, и зрители встретят ее победу как свою. Жизнь ровно преодоление, главное не сдаваться - на манеже, залитом потом и слезами.
Фото: Пресс-служба Большого Московского цирка
Да, за те несколько дней, что шел VIII Всемирный фестиваль циркового искусства "Идол", зрители увидели не только аттракционы - красивые, опасные, разножанровые, но и смогли проникнуться настоящими откровениями - о мире и человеке. "Мы отбираем на фестиваль самых лучших, и не смотрим - из дружественной страны артист или нет, у нас не было стоп-листов, а вот там, на Западе, некоторым артистам угрожали: попробуйте только поехать в Москву, - рассказал продюсер фестиваля Эдгард Запашный. - Но они все равно приехали - артистов цирка запугать невозможно".
На манеже политики не было. Или это только кажется? Воздушная гимнастка из Польши Александра Кедрович цепляется стопами за кольцо и поднимается под купол, где начинает раскачиваться… "Теперь я свободна" - так называется ее номер. Это про политику? Три с половиной тысячи зрителей каждый трюк Александры провожали взрывными аплодисментами.
Фото: Пресс-служба Большого Московского цирка
А дуэт Эллы Сторм и Ванессы Свикхорст из Германии и США? Все то же кольцо, та же высота, трюки отчаянные и красивые: шпагаты, висы, зацепы… Руками кольцо не держат, только друг друга. И все время вращаются, вращаются. И даже когда одна повисает на стопах другой - вращение не прекращается, а только усиливается. Каково? За кулисами девушки расскажут - встретились в Лас-Вегасе, пять лет тренировались, тысячи раз отрабатывали элемент за элементом. И вот теперь готовы покорить жюри одного из лучших цирковых фестивалей мира.
"Про что наш номер? Про настоящее доверие между людьми", - говорят гимнастки. Журналисты, конечно, спросят про доверие между нашими странами, смелые девушки признаются: "Нам хорошо и безопасно в Москве, мы вдохновляемся архитектурой и культурой. И еще нам было приятно видеть, какое место в вашей культуре занимает цирк! Сколько любви и энтузиазма вкладывают в него ваши люди".
Фото: Пресс-служба Большого Московского цирка
Любовь и самоотдачу российских артистов оценили и жюри, и не только зрительское и журналистское, но и профессиональное, где собрались артисты и продюсеры со всего света. Все вместе они подумали и решили отдать Гран-при "Идола-2024" аттракциону "На слонах вокруг света" под руководством Андрея Корнилова.
Династия Корниловых в цирке уже более 130 лет, но каждое новое поколение рассказывает свою историю. Андрей и Анастасия вышли на манеж со слонихами Марго и Прэтти, первой - 16, второй - 36 лет. Многотонные партнерши под индийские ритмы танцевали, пели, жонглировали, и даже играли на губных гармошках… Здесь не было суперопасных ситуаций, как в аттракционах с хищниками, но было что-то трогательное и очень хрупкое в отношениях между людьми и животными.
"Прэтти было шесть лет, а мне было три годика, когда мы уже вместе выходили на манеж, - рассказала за кулисами Анастасия Дементьева-Корнилова. - Я точно могу сказать, что слоны - это самые искренние "артисты" на свете", они выходят на манеж не ради еды, а для человеческих эмоций".
Фото: Пресс-служба Большого Московского цирка
Получается, самыми честными на манеже оказались самые большие. Отсюда и победа - яркая и убедительная.
"Золотой идол" достался трем самым опасным аттракционам - "Балансу с чашами на голове" из Китая, самой юной акробатке было всего 12 лет, "Акробатам с подкидными досками" из России, это здесь был установлен мировой рекорд с ходулей, и - "Полетим еще выше" из КНДР, где Бён Чхоль Ун повторил свои коронные четыре сальто-мортале в полете.