Что думают в регионах о квотах в вузы для олимпиадников
После напряженной приемной кампании этого года, когда в нескольких ведущих вузах не хватило выделенных бюджетных мест для абитуриентов - победителей и призеров олимпиад, в Минобрнауки анонсировали серьезные изменения в правила приема для победителей и призеров олимпиад. "РГ" взяла комментарии у экспертов - преподавателей и учителей в нескольких регионах страны.
Дмитрий Иванов, ректор СПбГПМУ, главный неонатолог Миздрава России:
- Данные изменения, если они будут приняты, вряд ли существенно затронут работу по приему абитуриентов в нашем университете. Опыт прошлых лет показывает, что количество бюджетных мест ежегодно увеличивается, и это позволяет принять всех "олимпиадников" и "льготников" на обучение.
Подчеркну, что вуз заинтересован в привлечении лучших выпускников. Это касается как победителей олимпиад, так и высокобальников. Педиатрический университет - единственный среди медицинских вузов поддерживает и мотивирует таких поступающих. Все абитуриенты СПбГПМУ, получившие более 280 баллов по Единому государственному экзамену или выигравшие профильные олимпиады, получают персональную ректорскую стипендию, комнаты повышенной комфортности в общежитиях и льготы на проезд.
Необходимо добавить, что в Педиатрическом все бюджетные места всегда заполняются, конкурс очень высокий, вопрос "донаборов" не стоит. По действующим правилам у нас ранее не возникало никаких сложностей с приемом абитуриентов без вступительных испытаний. Тем не менее, если новое решение примут на федеральном уровне для всех вузов России, то работа в новых парадигмах потребует дальнейшего анализа. На данный момент складывается впечатление, что сложных последствий это иметь не должно.
Анна Пономарева, учитель физики, бабушка участницы олимпиад, Ростов-на-Дону:
- Я могу судить не только по ученикам, но и по своей внучке, которая побеждала во многих олимпиадах - по химии, биологии, русскому языку. Она выбирала именно те предметы, по которым собиралась сдавать ЕГЭ. Естественно, хотела получить преференции при поступлении. Участие в олимпиадах требует больших усилий, времени на подготовку. Но и заставляет ребенка сделать ревизию знаний, четко зафиксировать пробелы, сравнить свой уровень с другими способными детьми, а не только с одноклассниками.
Будет очень жаль, если девяти- и десятиклассники выпадут из олимпиадного движения. Зачем тратить столько усилий, если это не дает никаких привилегий при поступлении? Наши дети очень прагматичны. Надо хорошо продумать идею с квотой.
Задача номер один - ввести понятные всем правила. И сделать это так, чтобы для детей и родителей такие новшества не стали сюрпризом. В принципе - надо ли вводить квоту? ЕГЭ многие ругают за то, что ребята с глубокими знаниями могут сдать этот экзамен даже хуже тех, кто научился эффективно проходить тесты. Олимпиады позволяли не упустить одаренных школьников, начиная с раннего возраста. Для детей это было дополнительным стимулом хорошо учиться.
Евгений Дубриков, пенсионер, в недавнем прошлом школьный учитель по истории, обществознанию, ОБЖ, Ульяновск:
- Мне неоднократно приходилось находиться в жюри различных олимпиад. И что бросилось в глаза? Отсутствие системных вопросов, важных для понимания исторических процессов и явлений. Преобладали вопросы на знание дат, каких-то не слишком значительных событий. Когда в русской армии ввели эполеты? Это, быть может, важно для людей, изучающих элементы военной формы, но не для раскрытия причинно-следственных связей между событиями прошлого. В общем, качество самих олимпиад в последнее время оставляет желать лучшего. А потому желание ограничить поток разного рода льготников, в том числе и победителей олимпиад, вполне понятно.