«Молчать больше не можем»: чемпионы заявили о кризисе в Федерации гребли

В российской гребле на байдарках и каноэ разразился скандал. Дело идет к войне между спортсменами и руководством федерации. Чемпионка мира Анастасия Долгова решила откровенно рассказать о проблемах в ее виде спорта и обратиться к общественности с помощью открытого письма, которое направила в редакцию NEWS.ru. История конфликта и полный текст обращения Долговой — в нашем материале.

Как конфликт стал публичным

На публику конфликт вышел сразу после Олимпиады, когда президент Всероссийской федерации гребли на байдарках и каноэ (ВФГБК) предприниматель Евгений Архипов назвал в интервью «Матч ТВ» одну из участниц Игр Олесю Ромасенко «абсолютно никчемной спортсменкой». По мнению функционера, Олеся не боролась и показала на Олимпиаде низкий результат. Это вскрыло необычный подход к участию в международных соревнованиях — даже если у тебя есть лицензия, не факт, что твою поездку поддержат.

Параллельно с Олимпиадой в Москве проходил AAACUP — Кубок братьев Агеевых, который организуется из средств частных источников, и участие в нем нескольких лидеров сборной России вызвало недовольство федерации. Вероятно — из-за конкуренции, ведь через несколько дней стартовал организованный ВФГБК Кубок доброй воли. В итоге участников AAACUP федерация лишила призовых на своем турнире и пригрозила неотправкой на чемпионат мира 23–25 августа.

Так и случилось: байдарочники Владислав Литовка и призер Олимпиады-2016 Роман Аношкин пропустили турнир. Литовка рассказал о «допросе» в федерации перед чемпионатом и отказе включить в заявку даже за свой счет. Президент ВФГБК Архипов в интервью «Спорт-Экспрессу» опроверг существование каких-либо интриг, а назвал причиной решения слабые результаты спортсменов.

Хочешь на чемпионат мира — любишь ЛГБТ*

Но уже после чемпионата мира в Самарканде, на котором Россия в отсутствие многих лидеров мировой гребли завоевала четыре золота, с обвинениями в адрес Архипова выступила чемпионка мира Светлана Черниговская.

«Для понимания — это собрание ЧМ проходило настолько унизительно, что я была вся в слезах. Мне стыдно это говорить, но они настолько нас всех довели. Я рассказывала, как я люблю греблю, хочу ехать на чемпионат мира, как у нас должна быть любовь, уважение друг к другу, что сборная должна быть как семья. А мне президент федерации в ответ говорит: А ты знаешь, что такое ЛГБТ? Я смотрю на него, говорю — не знаю. Он: „Так ты ж любишь греблю. Ты за ЛГБТ, значит!“ Я вообще не поняла, о чем это», — рассказала Черниговская «СЭ».

Главный тренер сборной Александр Костоглод в интервью CanoeSport назвал слезы Черниговской «защитной реакцией» и сказал, что «со спортсменами спокойно общались».

Сам Архипов комментарий NEWS.ru давать отказался, хотя попытки выйти с ним на связь сразу после того, как информация о конфликте внутри сборной стала публичной, предпринимались.

Что на самом деле было на том собрании — сказать затруднительно. По словам Долговой и Черниговской, в кабинет членов сборной приглашали без телефонов, чтобы невозможно было сделать запись диалога.

В связи с конфликтом в редакцию NEWS.ru обратилась российская гребчиха и двукратная чемпионка мира (2021, 2024) Анастасия Долгова. На последнем ЧМ она завоевала серебро в личном выступлении и золото в двойке с Черниговской. Она написала открытое письмо, в котором излагает свой взгляд на ситуацию и призывает к переменам в своем виде спорта. NEWS.RU публикует письмо целиком:

Открытое письмо Анастасии Долговой о ситуации в Федерации гребли

— Меня зовут Анастасия Долгова, я чемпионка мира по гребле на байдарке 2024 года. Чемпионат мира, как и весь сезон, завершён на хорошей ноте, но через что нам пришлось пройти, осталось за кадром. Не всё так гладко и хорошо, как многие думают. Умалчивать это больше невозможно, ведь в нашем виде спорта, в котором разыгрывается много олимпийских медалей и в котором у нас большие традиции, творится полный беспредел.

Спортсменам сборной команды России в середине соревновательного периода поставили условие: «Те спортсмены, которые будут участвовать на AAACUP, лишатся призовых выплат на Кубке доброй воли, а также встанет вопрос об их участии в чемпионате мира». Почему — никто не объяснил. В итоге нас это и коснулось. Мы приняли участие в безобидных соревнованиях по гребле на байдарках и каноэ АААCUP, нарушив, по мнению президиума федерации, его рекомендации. В частности, пункт 2.5 Положения о дисциплине членов сборной РФ: «Члены сборной команды обязаны соблюдать принцип субординации и исполнять все требования и указания руководителей и ответственных лиц ВФГБК».

Встает вопрос — а что же мы такого плохого сделали? Ведь учебно-тренировочные мероприятия мы проходим не со сборной России, а находимся на самоподготовке. Тем самым не подвергаем срыву централизованную подготовку, тем более что находились в дни AAACUP официально в отпуске за свой счет. По сути — ничего не нарушили, а просто проверили свои силы совместно с командой Белоруссии, можно сказать, провели контрольный старт перед Кубком доброй воли. Белорусам ничто не помешало приехать в полном составе на AAA CUP, затем на Кубок доброй воли и чемпионат мира. И показать достойный результат на всех соревнованиях, выиграв медальный зачет ЧМ.

Очень странно в российской сборной складывается картина вокруг двух очень похожих ситуаций. В период проведения учебно-тренировочных мероприятий сборных команд России старший тренер группы женской байдарки совместно со своей подопечной уезжают на соревнования в Беларусь. Неужели необходимо было везти на открытый чемпионат Республики Беларусь, который не входит в единый календарный план, всего одну спортсменку, срывая тренировочные мероприятия всей сборной по женской байдарке? Получается, в сборной царят двойные стандарты — или это такое исключение?

Мы честно прошли все этапы системы отбора на чемпионат мира, подтвердив свое право участия на соревнованиях. Даже несмотря на то, что систему отбора изменили уже после проведения чемпионата России. Мы выиграли и появившийся в отборе Кубок доброй воли — но нет, нам пришлось еще и словесно, и даже слезно на президиуме перед чемпионатом мира доказывать, что мы ничего не нарушали и достойны выступать на чемпионате мира.

Мы в последнее время очень часто слышим такую фразу: «Давайте не будем выносить сор из избы». Особенно она стала актуальной, когда нас вызвали на президиум и любезно попросили оставить все электронные устройства за пределами кабинета. Чтобы мы не смогли ничего записать — ведь тогда никто не узнает всей правды, что на самом деле происходит. Легче потом будет сказать: «Мы такого не говорили».

Я подтверждаю слова своей партнерши Светланы Черниговской о том, что президент федерации Евгений Архипов в ответ на ее призывы изменить ситуацию в гребле почему-то интересовался ее мнением об ЛГБТ.

Один из членов президиума высказался так: «Вас нужно лишить зарплаты, и вы должны вернуть все деньги, которые были выделены на вас ЦСП». Объяснения, что мы не ездили с командой, например, на сборы в ЮАР, а тренировались в Краснодаре за свой счет и за счет средств регионов, никого не волновало. Единственное, что было оплачено лично мне со стороны федерации, так это абонемент в спортивный зал Краснодара на 15 тысяч рублей и один месяц питания, а не «вся зимняя подготовка», как утверждает главный тренер сборной Александр Костоглод.

Мы слышали на встрече одно: «Выгнать их, отобрать зарплату и пусть плавают на пруду». Вот так нужны свои спортсмены нашей федерации. Ни о какой ценности речи даже не идет. На вопрос «какое место вы планируете показать на чемпионате мира?» мы, конечно, ответили — «первое». Ведь ради чего мы тренируемся? Мы кладëм ради этого всю свою жизнь и здоровье, не видим своих близких. Просто чтобы потом нам президент федерации в лицо сказал: «Я не верю в то, что вы можете завоевать золото, у вас нет оснований на это надеяться».

Решение о том, что мы со Светланой Черниговской едем в Самарканд, приняли за три дня до отъезда в Узбекистан. Разве это нормально? При этом позже в интервью главный тренер Александр Костоглод сказал: «По девчонкам вопрос был решен еще до президиума, это была простая формальность». Очень странная формальность — пригласить нас на президиум и выслушать «в связи с обращением касательно участия в ЧМ». Наверное, это новый подпункт в системе отбора? Или же необходимо было аргументированно что-то доказать?

Нет, у нас получился какой-то нескладный диалог про любовь к гребле и запрещенной экстремистской организации в РФ. Несуразно видеть, когда сидят взрослые люди в полном недоумении, пытаясь сдержать смех.

Большинство спортсменов боятся рассказать всю правду, потому что не знают, как его или ее слова могут воспринять и какие могут быть последствия. Мое письмо не обида. Это крик души.

Очень жаль, что мы сталкиваемся с давлением и отсутствием понимания со стороны ВФГБК. Ведь задача федерации — укрепление и развитие нашего вида спорта.

Надеюсь, что в будущем никто больше не столкнется с проблемами, через которые прошли мы. Конечно, нам никто ничем не обязан. Мы просто хотим, чтобы каждый выполнял свои полномочия, а мы спокойно тренировались и доказывали своё право выступления только на водных дорожках, а не за столом... Ведь мы занимаемся любимым делом и у нас должна быть единая цель — показывать на международных соревнованиях наивысший результат, прославлять российскую греблю, дарить эмоции зрителям. Каждый член команды должен быть заинтересован в достижении общей цели. Тем более в нынешней сложной ситуации с допуском, когда надо объединиться, а не раскачивать лодку и топить своих.

* Движение ЛГБТ признано в РФ экстремистским и запрещено.

Читайте также:

«Любишь греблю, значит за ЛГБТ»: будущих медалисток не хотели пускать на ЧМ

«Проявили мудрость»: Губерниев о скандале байдарочницы с главой федерации

Наших снова засудили: российского каноиста дважды лишили золотой медали