Войти в почту

Денис Капустин: "ИААФ планирует проводить чемпионат мира среди чемпионов"

Казанский тренер сборных Турции и Индии делится впечатлениями об олимпийском старте атлетов в Париже

Денис Капустин: "ИААФ планирует проводить чемпионат мира среди чемпионов"
© Реальное время

Олимпийский призер 2000 года в Сиднее Денис Капустин отработал олимпийский цикл с легкоатлетической сборной Индии и сейчас вернулся в родную Казань, полный впечатлений. Во второй части интервью "Реальному времени" он рассказал о последних тенденциях, меняющих современную легкую атлетику, вспомнил первый чемпионат мира по этому виду спорта и разъяснил нововведение Международной федерации легкой атлетики.

"Сейчас Азия, а в последние годы еще и Африка активно привлекают лучшие тренерские кадры из Европы"

— Денис, вернемся к обсуждению итогов парижской Олимпиады. За последнюю пару лет в спринте зажглась новая звезда — Летсиле Тебого из Ботсваны. Всегда считалось, что Африка — это больше средние и длинные дистанции, где массово бегут кенийцы. А также Эфиопия и Эритрея, почти один народ, который раньше был одной страной. Суть в том, что спринт — это больше страны Карибского бассейна, прежде всего Ямайка и выходцы из этого региона. А тут целая команда выросла, едва не выиграв эстафету 4 по 100 метров.

— Никто не говорил, что Африка не талантлива в спринтерском отношении, помнится, там Нигерия всегда выделялась своими бегунами. Потом, если не ошибаюсь, на Карибские острова тоже завозили рабов из Африки. Вероятно, ранее у них не хватало методик, опытных тренеров, чтобы реализовать свой потенциал. Сейчас Азия, а в последние годы еще и Африка активно привлекают лучшие тренерские кадры из Европы.

Среди изменений, произошедших прямо на наших глазах, вспомню женский стипль-чез, где доминировали наши спортсменки Гуля Самитова, Катя Волкова, Юля Зарипова, испанка Домингес, а сейчас лучшая десятка состоит из спортсменок негроидной расы. Причем там изменился характер бега, когда они заряжают прямо со старта, не оставляя времени на тактическую борьбу в забеге, а бегут что было сил.

В моей родной дисциплине, как в технически сложной, не было выходцев с Африканского континента, потом появился Фабрис Занго, и то после переезда во Францию, в которой до того времени уже доминировал Тедди Тамго, — и пошло-поехало. Переезд перспективного спортсмена в развитую страну позволяет ему получить другой уровень тренировочного процесса, восстановления, правильного питания, что вызывает резкий рост результатов. Все просто.

— Сифан Хассан добралась до марафонской дистанции и даже выиграла. Ее результаты были для меня удивительными, еще когда она совмещала победы на двух разных дистанциях, в 1 500 и 10 000 метров, а сейчас диапазон вырос. Как такое возможно?

— Здесь как раз были примеры, когда спортсмены, может быть, не выигрывали, но зато совмещали средние дистанции с марафонскими. Первым на ум приходит Хайле Гебреселассие из Эфиопии. С возрастом скорость падает, и подобным спортсменам тяжело взрываться на заключительной части дистанции. А если в твоем забеге три-четыре более молодых конкурента с более взрывной скоростью, то все, ты уже не в призах. Поэтому переходят на марафонские или полумарафонские дистанции, и если они держат темп, то почему бы не продолжить спортивную карьеру, поскольку марафон — это легкоатлетическая дисциплина для более зрелых спортсменов.

"Индийцы говорят, что живущие в Пакистане — это такой же народ"

— Ты оставался в Индии некоторое время после Олимпиады и мог видеть реакцию местных болельщиков и руководства на второе место суперзвезды Нираджа Чопры, к тому же уступившего конкуренту из Пакистана. Все горюют?

— Нет, почему. Все прекрасно понимают, что Чопра показал результат, на который был способен в этот момент, на фоне определенных проблем со здоровьем. В прошлом году у него также были проблемы, но тогда он выиграл чемпионат мира, а сейчас пакистанец был сильнее. Надим был хорош, в нужное время установив олимпийский рекорд, а Чопра хорош тем, что выступает стабильно, и это позволяет ему если не выигрывать, то не вылетать из тройки призеров.

Что касается проигрыша индийца пакистанцу, то тут дело в нюансах. Если бы такой проигрыш произошел на Азиатских играх, то к нему отнеслись бы как к катастрофе прямо. А Олимпиада — это немного другое.

Что касается взаимоотношений между народами, а не странами, то индийцы говорят, что живущие в Пакистане — это такой же народ, как и живущий в Индии, они особой разницы не видят.

— По истечении контракта как бы ты оценил свою работу в Индии?

— Я выжал из подопечных максимум того, что было возможно. Если смотреть на внутреннюю конкуренцию, то мои подопечные выступали лучше, чем у другого зарубежного тренера, из Центральной Америки, хотя у него парни были перспективнее, моложе, изначально рекордсмены страны. Но на главных международных соревнованиях мои подопечные выступали лучше. Единственное, я человек мягкий по натуре, могу проявлять жесткость только в тренировочном процессе, а индийцы уважают сильную руку — тех, кто борется за свои права. Был у нас тренер, который постоянно со всеми ругался, едва ли не по любому поводу, так его индийцы ценили, несмотря на практически полное отсутствие результатов.

Жаль, что другой мой подопечный, Эльдус Пол, получил повреждение, отбив пятку на соревнованиях в Казахстане, там постелили очень жесткую дорожку на недавно построенном стадионе. И не смогла отобраться на Олимпиаду Энси Соджан, завершившая сезон победой на National Open Athletics Championship. Она была второй на Азиатских играх, но в начале сезона из-за травм не смогла принять участие в большом количестве международных соревнований, чтобы набрать необходимое количество баллов для олимпийского отбора.

"Я от многих индийских спортсменов слышал в оправдание своих неудач, что "это не мой день"

— Есть такой предрассудок, что индийцы очень психологически устойчивы, в том числе благодаря занятиям йогой. Как дело обстоит на самом деле?

— Если конкретизироваться на прыжках тройных, то они быстро ломаются, опасаясь заступов. Я бы даже обобщил, что члены сборной Индии жутко боятся заступов, поэтому они готовы прыгать с резины, имеется в виду с дорожки, не добегая до места разбега целых 20 сантиметров, лишь бы не заступить. Если же обобщить, то я от многих индийских спортсменов слышал в оправдание своих неудач, что "это не мой день". Поверив в это, человек просто переставал бороться, считая, что "это был день победителя".

Я бы даже сказал, что индийские легкоатлеты зачастую ищут повод для оправдания своих неудач. Я с этим столкнулся после чемпионата мира в Будапеште, когда они сетовали, что еда не подошла, погода была не такая — холодная, экипировка виновата. Одна девочка жаловалась: "Спортивные трусы слишком жали, я сосредоточилась на том, что мне очень неудобно, и не могла выдать свой максимум". Постоянные оправдания, которые я объясняю тем, что существуют внутренние комплексы, может быть, заложенные еще в те долгие годы, когда страна была под колониальным гнетом Великобритании, что привело к появлению целых поколений с "тараканами в голове", пока еще не уверенных в себе.

— Ты поднял очень интересную тему, которую я хотел бы затронуть в связи с приближением такой даты, как 80 лет Великой Победы во Второй мировой войне. Ты не поздравлял индийцев с прошедшими датами?

— Нет, конечно, я не помню участия Индии во Второй мировой...

— Количество погибших у Индии — более 3 миллионов человек. Это пятая по счету страна, потерявшая такое количество своих граждан после Советского Союза, Китая, Германии и Польши.

— Да, теперь я понял суть вопроса. Мы как-то обобщаем события на Втором фронте, что там были только США и Англия, упуская детали. А ведь это именно индийские войска были на постое в Иране, где проходила знаменитая встреча "Тегеран-43" с участием лидеров антигитлеровского блока.

— Ты представляешь вид спорта, в котором последним из линейки олимпийских дисциплин начали проводить чемпионаты мира.

— Да, я помню дебютный — в 1983 году в Хельсинки.

— До той поры, помимо американцев, остальные страны были малоконкурентны в легкой атлетике, и их уровень качественно уступал европейцам. Получалось, что чемпионат Европы — это по сути соревнования сильнейших. Но постепенно появлялись сильные бегуны-средневики и марафонцы из Африки, кубинские спринтеры. Так вырос уровень участников до конкуренции со Старым Светом.

— Поэтому в те времена были популярны матчевые встречи, например СССР — США или СССР — ГДР, соревнования конкурентных спортсменов, и по уровню они соответствовали чемпионатам мира.

Честно говоря, я тот чемпионат не помню досконально. Я в легкую атлетику пришел в 1981 году, 11-летним, и тогда соревновательный уровень для меня ограничился первенством школы, первенством района, чемпионатом города, по мере того как росли результаты. И по-моему, там еще не так серьезно освещались легкоатлетические старты, как в наше время, во всяком случае, в тех газетах, которые выписывал мой отец, я ничего особенного про легкую атлетику узнать не мог.

У меня в памяти остался чемпионат мира 1987 года с выступлением болгарина Христо Маркова, прыжку которого по фазам была посвящена статья в одном из немногочисленных спортивных журналов того времени. И вот я не только вырезал эту кинограмму, склеил ее в один фрагмент, но и повесил над своей кроватью, чтобы стремиться к идеальному, как мне казалось, исполнению тройного прыжка. Эта история имела продолжение. Когда на каких-то соревнованиях мы встретились с Марковым, мы начали общаться. Благо он, будучи болгарином, прекрасно понимал русский, и я рассказал ему о своих подростковых вырезках. Марков едва ли не прослезился, расчувствовался — это уж точно.

Полноценно свой первый чемпионат мира смотрел в 1991 году. Это был Токио, там наш Леонид Волошин проиграл совсем чуть-чуть американцу Кенни Харрисону, мировой рекордсмен Майк Конли стал третьим, а наш Василий Соков — четвертым. В 1993 году я уже сам стартовал на чемпионате мира.

Кстати, сейчас Международная федерация легкой атлетики планирует проводить чемпионат мира среди чемпионов — примерно так можно перевести это нововведение, которое ждет нас, по-моему, в 2026 году. В технических дисциплинах планируется участие восьми спортсменов, чтобы сразу проводить финал, в беговых дисциплинах — порядка 16, вначале полуфинальные забеги, и в тот же день финалы. Приглашены будут исключительно звезды легкой атлетики, чемпионы Олимпиад, мира, победители "Бриллиантовой лиги". Этот чемпионат чемпионов планируют проводить в свободный от обычного чемпионата мира год — тем самым практически нивелируя чемпионаты континентов, которые проводились в эти сроки.