Судьба страны в судьбе Карины. Полувековой юбилей на этой неделе отметит двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию

Полвека назад Баку был интернациональным городом, где не редкостью были смешанные семьи. У Карины Азнавурян отец, как вы уже догадались, армянин, а мама - азербайджанка. По линии отца у нее те же корни, что и у знаменитого французского шансонье Шарля Азнавура. Одинаково хорошо Карина может изъясниться на языках своих родителей, но родным считает русский. В столице советского Азербайджана до конца 80-х никто не обращал внимания на национальность. Жили дружно. В секцию фехтования бакинская школьница попала случайно. Хотела заниматься гимнастикой, но никто из тренеров, набиравших группы, в школу, где училась Карина, не пришел. А выпускница института физкультуры Ольга Матлина, набиравшая свою первую группу рапиристок, пришла. Молодой тренер нашла правильный подход к юным спортсменкам. Вместо того чтобы ставить технику, отрабатывая ее монотонными упражнениями, практиковала подвижные игры, постепенно вызывая интерес к фехтованию.

Судьба страны в судьбе Карины. Полувековой юбилей на этой неделе отметит двукратная олимпийская чемпионка по фехтованию
© Спорт уик-энд

Если бы не тренер…

Для Карины ее первый тренер стала родным человеком. Настолько, что, когда в Баку начались столкновения на межнациональной почве и ее отец перебрался к родственникам в Армению, а мама - к своим в дальний район Азербайджана, она на год осталась в Баку. Карьера Азнавурян могла закончиться, не начавшись, если бы не тренер. Матлина стала звонить тренерам во все регионы тогда еще не распавшегося СССР. Согласился принять перспективную 14-летнюю девочку в Москве Александр Кислюнин. Адрес беженцев из Баку, у которых на первых порах остановилась в столице Карина, тоже дала ей наставница. Они жили в одной из гостиниц на ВДНХ вшестером в одной комнате. Азнавурян стала седьмой. На следующий день она отправилась на смотрины к Кислюнину. Загвоздка состояла в том, что в Баку Азнавурян была рапиристкой, а он тренировал шпажистов. Девчонке предстояло пройти сложнейшее испытание, от которого зависело, останется она тренироваться в Москве или нет. Фехтовальный костюм ей дал парень, который был намного выше ростом и к тому же левшой. Карина, по собственному признанию, напоминала огородное пугало, но произвела настоящий фурор, выиграв Открытое первенство Москвы. Среди шпажисток! После этого ее зачислили в училище олимпийского резерва.

Запасная, но незаменимая для команды

В 1996 году в составе сборной России Азнавурян стала бронзовым призером командного турнира шпажисток, а через четыре года в Сиднее вместе с подругами по команде - чемпионкой. Вторая золотая медаль была, можно сказать, выстрадана. В Афины Карина поехала в качестве запасной. Даже аккредитации, позволявшей тренироваться вместе с подругами по команде, не было. Каждый раз приходилось заказывать дневную «проходку» и подвергаться бесконечным проверкам. Накануне командного турнира старший тренер сборной по шпаге, тот самый Кислюнин, принял волевое решение заменить Анну Сивкову на Азнавурян. Коллеги-тренеры крутили пальцами у висков, комментируя это решение. Серьезные начальники угрожали Кислюнину серьезными санкциями, но российские шпажистки стали чемпионками. А победителей, как известно, не судят. Как уверяет двукратная олимпийская чемпионка, с Аней Сивковой они остались подругами. Та сама понимала, что психологически не готова к командной олимпийской мясорубке. Часто Азнавурян встречается и с двумя другими участницами афинской команды, Татьяной Логуновой и Оксаной Ермаковой.* * * Выступить на своей четвертой Олимпиаде, в Пекине, Азнавурян, которой к тому времени было уже почти 34, не довелось. Из-за травмы она не смогла набрать необходимый рейтинг для участия в личном турнире, а команд­ного среди шпажисток на Олимпиаде-2008 не было. Свою долгую карьеру, в которой были еще победы на чемпионате мира-2003, чемпионате Европы-2004 и чемпионате России-2005, двукратная олимпийская чемпионка завершила в 2008 году и практически сразу же возглавила отделение фехтования Московского среднего специального училища №3. В августе 2012-го стала директором училища, где готовят еще и пловцов. Счастливо сложилась и семейная жизнь Азнавурян. Это по привычке мы называем ее так, а сейчас, выйдя замуж за гандболиста Евгения Лушникова, выступавшего в составе «Чеховских Медведей» и сборной России, Карина носит его фамилию. В семье подросли две дочери. Старшая, Ульяна, появилась на свет в 2002 году. Как раз между двумя победными Олимпиа­дами. Декретный отпуск у олимпийской чемпионки был очень недолгим. Вторая дочка в семье Лушниковых, Алеся появилась уже после того, как Карина завершила карьеру, в 2010-м. Свое 50-летие Карина Лушникова встретит 20 сентября в Москве. Хочется надеяться, что в этот день о ней вспомнят и в Армении, и в Азербайджане. Борис ХОДОРОВСКИЙ.