«Никто не хочет связываться с российскими гонщиками». Ростовцев о поисках профессионального контракта и уровне гонок
Призер чемпионата мира по велоспорту на треке — об уровне гонок, прошлом в футболе и планах на будущее. Российский велогонщик Сергей Ростовцев в интервью «Матч ТВ» подвел итоги завершившегося сезона, рассказал об уровне отечественных гонок, борьбе за контракт и футбольном прошлом. — Сергей, как оцениваешь сезон? — Честно сказать, были тяжелые моменты — в самый разгар болел ветрянкой, потом был ковид. Два месяца в тот период болел, температурил. Тяжелее всего в этом случае морально: работаешь, набираешь пиковую форму несколько раз за подготовительный период и каждый раз из-за болезни все уходит в никуда. На шоссе мне повезло повыступать полгода за турецкую команду. Контракт был на год, но потом у них закончились деньги — команда существует при поддержке муниципального бюджета. В итоге дырки в гоночном календаре затыкали российскими стартами — «Ладогой», «Пятью кольцами». По возможности выступал в российских трековых соревнованиях. — С международными не задалось? — У меня есть нейтральный статус, но на чемпионате Европы выступить не смог, потому что руководство спорта Нидерландов не допустило россиян и белорусов на эти соревнования. После этого даже перестал вообще пытаться что-либо сделать. Но надеюсь, на следующий год ситуация станет лучше и будет с этим проще. А пока в сезоне отдельно хочу отметить место в топ-5 на «Туре Турции», которого добился, выступая без какой-либо помощи. На шоссе на международном уровне это для меня пока наивысший результат — там были сильнейшие спринтеры со всего мира. И то, что выиграл «Тур Мерсина» после ветрянки и ковида, это тоже важный результат. Это придало моральных сил. — На треке ты выступаешь за Marathon-Tula, а шоссейную команду ищешь? — Да. Составляю резюме, рассылаю. Но в 99% случаев люди находят массу причин отказывать в силу нынешней ситуации. Никто не говорит прямо, но чаще всего это «да ну этих русских, зачем связываться с ними лишний раз». Этот стереотип, выработанный годами. — Это было и до нынешней ситуации. В том числе из-за допингового скандала. — И это глупо - всех грести под одну гребенку. Никогда этого не понимал и не пойму. Это очень узко, глупо, недалекого ума люди так мыслят. Но как был ни было сложно, все равно стараешься найти контакт, с кем-то договориться. Я раньше очень сильно бесился из-за всей этой ситуации, но теперь просто собираешь резюме, отправляешь и ничего особо не ждешь. — О гонках, которые ты ехал в российском календаре. Читаешь информацию о маршруте этапов и понимаешь, как же должно быть красиво в Карелии ехать. Это так изнутри? Красиво или? — К сожалению, наш уровень гонок далек от совершенства и даже сложно сравнить их с континентальным азиатским туром. Немножко печально. Я знаю, что есть масса причин объяснить почему это. Говорю по факту, как участник этих событий. И с турецкими гонками организацию не сравнить. Сейчас собираются сделать «Тур России» и сделать его, как заявляют, нашим Гранд-туром. Разумеется, я буду только рад, если «Тур России» пройдет хорошо. Но пока хочется, чтобы хотя бы уже существующие многодневки проходили на высоком уровне. — Сейчас многие наши ребята гоняются в Азии. Почему? — Там большие деньги и не такой высокий уровень участников. Но тут надо отметить отдельно. Есть ребята, которые выступают за команду с профессиональным контрактом — Рикунов, Степанов, Березняк, Попов… Петя Рикунов — снимаю шляпу, гоняет на высоком уровне. Но не все команды в Китае предоставляют возможность получить вид на жительство и гоняться там долго. — Уровень гонок в Азии вырос? — Он поднялся из-за количества иностранных гонщиков, которые остались без профессиональных контрактов в Европе. Плюс Китай не жалеет денег на организацию гонок и призовые. — Про трек. Очень зрелищная история, но даже самые крутые гонщики, например, Брэдли Уиггинс, не чувствовали себя достаточно востребованными, пока не переходили на шоссе. Как живется трековым гонщикам? — Темповики знают, что их будущее, их реализация в плане востребованности, успешности в выступлениях на шоссе. Я люблю трек и какой-то период любил его больше, чем шоссе. Но сейчас шоссе интереснее. В идеале, конечно, план у всех темповиков такой — выступаешь на шоссе, берешь ограниченный круг стартов на треке, отбираешься на Олимпиаду, завоевываешь медаль. На шоссе делаешь имя и обеспечиваешь себе хорошее будущее. — Для тебя успешная карьере возможна без медали Олимпийских игр? — Если ты успешно выступаешь на шоссе и выигрываешь «Тур де Франс», спринтерский зачет, например, почему нет? Это как футболист может представить себе успешную карьеру с выигранной Лигой чемпионов, но без выигранного чемпионата мира. Вполне. Но если ты не выступаешь в Мировом туре, ты трековый гонщик в России без золота Олимпийских игр… Но тут стоит сказать, что это золото нереально практически в темповых индивидуальных дисциплинах, если ты не выступаешь в команде Мирового тура. Состав омниума на Олимпиаде посмотрите. Они все из Мирового тура. Бенжамин Тома выиграл этап на «Джиро». Если я приехал с «Золота Ладоги», а человек с «Джиро д’Италия», как я буду с ним бороться? Где я возьму такой набор километража на соответствующем уровне? — Часто спрашиваю, почему при всей этой ситуации люди остаются в велоспорте. Но с тобой другая история, вряд ли был выбор (мать Сергея Ростовцева олимпийская чемпионка Ольга Слюсарева, отец — тренер Михаил Ростовцев). Верно? — Наверное нет. Хотя я играл в детской академии «Милана», хорошо получалось, но в какой-то момент отцу показалось, что там слишком жесткие условия для детей по нагрузке. Мне все нравилось, но в какой-то момент меня забрали и я стал заниматься велоспортом. В футболе я наслаждался каждым моментом, кайфовал, а когда начинал в велоспорте, меня воротило от мандража, страха и адреналина. Потом начало получаться, начал набирать физическую форму. В какой-то момент начал не просто гоняться вместе с итальянцами, а у них выигрывать. Я это полюбил. Ни о чем не жалею, сейчас живу велоспортом. Это моя жизнь и весь мой разум пропитан этим. И уверен, что я еще не реализовал свой потенциал.