Как Москва помогает ученикам достигать высоких успехов в учебе

23 января в Москве пройдет региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. «Вечерняя Москва» узнала, как город помогает ученикам достигать высоких успехов в учебе.

Как Москва помогает ученикам достигать высоких успехов в учебе
© Вечерняя Москва

В прошлом году на Всероссийской олимпиаде школьников московская сборная получила 1331 диплом. Москвичи традиционно составляют больше трети участников финала Всеросса и завоевывают свыше 40 процентов всех дипломов.

Ребята показывают успехи и на Едином госэкзамене. Из более чем 87 тысяч сдававших ЕГЭ в 2024 году москвичей высший балл по одной дисциплине набрали 1860 школьников, по двум — 177 ребят, а 17 выпускников получили 100 баллов по трем предметам.

Высокий уровень подготовки в школе помогает ученикам завоевывать медали и на международном уровне. В прошлом году 24 московских школьника приняли участие в международных олимпиадах и в составе национальной команды России завоевали 24 медали: 19 золотых, три серебряные и две бронзовые.

По словам научного руководителя Центра педагогического мастерства Департамента образования и науки Москвы Ивана Ященко, многие ребята начинают интересоваться олимпиадным движением благодаря специализированным городским проектам, таким как «Математические классы», «Химический класс», «Математическая вертикаль».

— Кроме того, в Москве создана целая сеть кружков при ведущих школах и вузах. У ребят есть возможность попробовать себя, походить туда на занятия. И большинство наших нынешних медалистов пробовали себя в разных предметах, а потом выбрали свой любимый, по которому в итоге взяли награду международной олимпиады, — рассказал Иван Ященко.

После того как школьники достигают уровня кандидата в сборную Москвы на Всероссийской олимпиаде, они начинают заниматься в Центре педагогического мастерства, который представляет собой по сути центр олимпийского резерва по наукам для школьников. И готовятся ребята там почти как спортсмены. Это еженедельные занятия, плюс выездные сборы, погружение в научную среду.

— Ребята погружены в науку, но при этом остаются замечательными, контактными людьми, — подчеркнул Иван Ященко. — Они любят спорт, музыку, искусство, и с ними очень приятно общаться.

Что правда, то правда. Например, ученица 11-го класса школы № 179 Екатерина Чуркина — не только победитель Всероссийской олимпиады по астрономии и русскому языку, призер олимпиады по информатике, золотая медалистка Открытой астрономической олимпиады и серебряная медалистка Международной лингвистической олимпиады, но и выпускница музыкальной школы по классу «скрипка», а еще играет на гитаре. На днях Екатерина получила благодарственное письмо мэра Москвы.

— Хорошую базу знаний по предметам дали в школе, за что спасибо учителям, — отметила она. — К олимпиадам я готовилась и сама, и в Центре педагогического мастерства. В итоге задания мне показались даже легче, чем отборочные в сборную России.

После школы Екатерина будет поступать в вуз на прикладную математику и информатику. С детства у нее интерес не только к звездам, но и к программированию. После полученные знания она планирует применить в космической отрасли.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Надежда Перфилова, заместитель председателя комиссии Мосгордумы по образованию:

— Сегодня, когда дети оканчивают 9 классов, для них открывается большой спектр возможностей: пойти в старшую школу или в колледж. Те, кто выбирает 10-й класс, поступают в предпрофессиональные классы и готовятся к поступлению в университет по конкретному направлению. В рамках предпрофклассов школы тесно сотрудничают с вузами и предприятиями-партнерами. А подготовка к олимпиадам идет даже через предметы в школе, которые ребенок изучает на более высоком уровне. Благодаря этому подходу качество образования в Москве значительно улучшилось.

СПРАВКА

В 2024 году свыше 50 тысяч девятиклассников — участников комплексной программы профориентации приняли участие в профессиональных пробах, которые проходят в современных мастерских и лабораториях колледжей. Ребята попробовали себя в роли сварщика, машиниста электропоезда, дизайнера и цифрового модельера, учились программировать роботов, разрабатывать дроны и создавать веб-сайты.