В бийской спортшколе №1 воспитывают олимпийских чемпионов
В прошлом году в звездный ряд паралимпийских чемпионов из Алтайского края встал легкоатлет Александр Костин. Он присоединился к славной компании пловца Романа Жданова, лыжников Николая и Татьяны Ильюченко, пауэрлифтера Тамары Подпальной, легкоатлетов Ольги Семеновой и Артема Логинова. На Играх в Париже слабовидящий спортсмен завоевал золотую медаль в беге на 1 500 метров и серебряную - на дистанции 5 000 метров. Таким образом, Александр стал обладателем полного комплекта наград: в 2021-м в Токио вместе с лидером Юрием Клопцовым взял бронзу на "пятерке".
Александр, вы родились далеко от Алтайского края. Как он стал для вас родным?
Александр Костин: Я родился в поселке Теренсай Адамовского района Оренбургской области. До шестого класса учился в местной школе для детей со слабым зрением. А потом все мои родственники решили вернуться на Алтай, где когда-то жили - несколько семей переехали в горноалтайское село Каракокша. Там я год учился в обычной школе, но давалось это непросто, и наша семья перебралась в поселок Сафроновка под Бийском, где есть школа для слабовидящих детей. В Бийске начал заниматься легкой атлетикой.
Все пошло от нашего физрука. В 2011 году он сообщил, что скоро будут крупные соревнования для слабовидящих - Всероссийская спартакиада инвалидов. В школе-интернате работал тренер по легкой атлетике Владимир Ильич Замятин, тоже слабовидящий. Он и стал готовить нас к стартам в Москве. В столице я занял третье место в беге на 400 метров. Не у всех получается сразу добиться результата, и я до сих пор вспоминаю ту поездку, она дала мне начало как спортсмену.
В анкете участника Паралимпийских игр в Токио вы указали, что Замятин - самый значимый человек в вашей жизни.
Александр Костин: Владимир Ильич не был дипломированным тренером. Он отвел меня к Виталию Васильевичу Гаврилину в бийскую спортшколу №1. Там была полноценная секция по легкой атлетике, регулярные тренировки. А с Замятиным я продолжал выезжать на соревнования с участием слабовидящих спортсменов. Если бы не он, я может, дальше и не пошел бы в спорте. Он был не просто тренером. Всегда интересовался семейными делами. Нас было четверо - я, мама, старшая сестра и младший брат. Мама трудилась на заводе, поднимала детей в одиночку, у нас постоянно возникали финансовые проблемы. Иногда просто не было денег на проезд, чтобы попасть на тренировку. Владимир Ильич, как мог, выручал. Не могу сказать, что любовь к бегу я испытывал с самого детства, но благодаря Замятину это занятие меня постепенно затянуло. А когда у тебя что-то получается, ты начинаешь любить свое дело.
Ваш постоянные соперник Антон Кулятин, паралимпийский чемпион 2021 года и выходец из Алтайского края, давно живет в Новосибирске. Он тоже тренировался в бийской спортшколе №1.
Александр Костин: Антон переехал в Новосибирск за несколько месяцев до моего прихода в спортшколу. На соревнованиях мы уже несколько лет соперничаем в одной группе по зрению - бегаем "пятерку", иногда 400 метров, но в основном встречаемся на дистанции 1 500 метров. У нас категории Т-12 -Т-13, совмещенные на всех международных стартах.
Проблемы с глазами у него были с детства, и когда зрение ухудшилось, Антон оформил инвалидность и стал выступать среди паралимпийцев. А сначала соревновался со здоровыми спортсменами. Но это распространенная практика. Когда я занимался в бийской спортшколе №1, мы постоянно выезжали в Барнаул и бегали со здоровыми спортсменами. Всегда интересно соперничать с сильными - это рождает высокий результат. Только за счет паралимпийских стартов тяжело прогрессировать.
Когда Антон появился в паралимпийской атлетике, он постоянно выигрывал в нашей категории и 1 500, и 400 метров. А на "пятерке" я его обгонял. Но, видимо, он понял мою тактику, подтянул физические кондиции, и в 2022-2023 годах побеждал уже на всех дистанциях. Поэтому сложилось впечатление, что Антон намного сильнее меня. Я же никогда так не думал и на любых соревнованиях с участием Кулятина нацеливался на победу. Всегда думал: "Может, сегодня мой день? Выложусь на сто процентов и выиграю". Но цели выигрывать все подряд в прошедшем сезоне не ставил - целенаправленно готовился к чемпионату мира и Паралимпийским играм.
Кулятин был крайне раздосадован, что не удалось повторить токийский успех. Ваша дружба с Антоном не дала трещину?
Александр Костин: Нисколько. Соперничество на дорожке - это одно, а отношения после соревнований - другое. Выигрывает сильнейший, в тот день сильнее был я. У легкоатлетов-паралимпийцев нет какого-то негативного отношения к победам соперников. На соревнованиях в России мы выходим и помогаем друг другу показать достойный результат.
Не приходилось слышать от здоровых спортсменов: "Хорошо эти паралимпийцы устроились. Раньше бегали с нами в очках, а теперь очки сняли и стали чемпионами"?
Александр Костин: Я такого не слышал. Но если кто такое говорит, он просто не понимает систему контроля. В паралимпийском спорте не всякий желающий выступает. Сначала ты должен пройти массу обследований, подтвердить свое заболевание. Есть специальная комиссия по допуску к международным соревнованиям, где тебя осматривают зарубежные специалисты. Это долгое и сложное мероприятие, и не всех допускают. Процедура регулярно повторяется. При столь жестком контроле не может возникнуть ситуации, когда здоровый атлет будет выступать среди паралимпийцев.
В каком возрасте вы узнали, что не такой как все?
Александр Костин: С двух лет мама возила меня по больницам на обследования. Ежегодно до восемнадцати лет я проходил комиссию ВТЭК, которая подтверждала, что у меня плохое зрение. Все эти годы оно остается на одном уровне - не улучшается и не ухудшается. Какого-то дискомфорта из-за слабого зрения я не чувствую. Знаю, что есть люди, которые видели хорошо, а потом зрение резко упало, и они очень переживали. У меня такого не было, слабое зрение - спутник всей моей жизни. Со временем это стало в какой-то степени даже преимуществом. По крайней мере, в спорте.
Где было сложнее - в Токио или Париже?
Александр Костин: Физически, конечно, в Токио: очень жарко - больше плюс 35 градусов, высокая влажность. На "пятерке", где я взял бронзу, было невероятно тяжело. В Париже у меня уверенности было уже больше, потому что по ходу сезона показывал хорошие результаты, несколько раз побил личные рекорды. А настрой был обычный: выйти и выжать из себя все, что возможно.
На вас не давили разговоры, что россиян могут не допустить к Играм в Париже?
Александр Костин: Ситуация неопределенности уже много лет, я привык. Люди тренируются и готовятся к соревнованиям, не думая о том: будут они или нет. Прежде всего я готовился реализовать свою спортивную форму. Не будь Паралимпиады, выступил бы в России среди здоровых легкоатлетов. Спортсмену надо всегда улучшать результаты.
Победив в Париже на дистанции 1 500 метров, вы показали нагрудный номер с надписью на обратной стороне "Я возьму золото". Написать такое - большая ответственность.
Александр Костин: Я на это и рассчитывал. Для меня эта надпись была дополнительной мотивацией, моментом самопрограммирования. Но у меня нет ощущения, что я всего добился в спортивной жизни. Конечно, после соревнований хочется немного сбавить темп, расслабиться. Но это временно. Я люблю тренироваться, еще больше - выступать. Пока могу, буду этим заниматься.
Ключевой вопрос
Медицина постоянно развивается: если в один прекрасный момент появится возможность восстановить зрение, решитесь на хирургическое вмешательство?
Александр Костин: Кто знает, как повлияет операция? Если зрение ухудшаться не будет, я все оставлю как есть, рисковать не буду. Пока еще никто не придумал, как избавиться от атрофии зрительного нерва. Но все будет зависеть от того, как далеко шагнет медицина.