Искусство из солнечной пыли
В жизнь Виктора Носова навсегда вошло море, когда однажды он увидел его. Делом своей жизни курянин выбрал строительство парусных лодок. А с недавних пор Виктор Михайлович вдохновляется морскими пейзажами, занимаясь абстрактным искусством. На яхтах по Сейму и Азову Курянин Виктор Носов работы никогда не боялся, ни в ПТУ, где получил профессию слесаря, ни в армии. Служил он на Дальнем Востоке. После армии довелось поработать старшим слесарем на хлебозаводе. – Не смогу забыть ночное дежурство, когда вдруг услышал крик: «Слесарь, печь встала!», – вспоминает Виктор Михайлович. Идея попробовать построить яхту и выйти на ней в море вызревала постепенно. Благо в детстве читал все научно-технические журналы, что попадались под руку, сам делал телескопы. Мама поощряла увлечение сына, выписывала для него периодику. Впоследствии, когда он стал учить ребят делать яхты, она первое время шила для них паруса. – В советское время у многих женщин дома были швейные машинки, – рассказывает собеседник, который и сам со временем освоил искусство прокладывать ровные швы. Помимо плотной ткани, в дело шли дерево, фанера, эпоксидная смола, лак, краска. Всего с ребятами было сделано десять яхт. Начало восьмидесятых запомнилось как время романтики. В Курчатовском районе Виктор Михайлович и его воспитанники из яхт-клуба разбивали палаточный лагерь. Сплавлялись по Сейму, Десне, Днепру, на катамаране «Тёма» с ребятами добрались до Киева. Большой водный поход длился неделю… Многие дети с удовольствием шли в кружок «Юный яхтсмен». – Такое было время – мальчиков интересовала техника, придёшь в какой-нибудь класс рассказать о яхтах, а после уроков полкласса мальчиков уже хотят строить яхты, – поведал Виктор Михайлович. Яхтам ребята давали трогательные имена: «Юнга», «Феникс», тем самым словно одушевляя их. Не зря наставник повторял, что умение одухотворять вещи – особое искусство, и это касается не только яхт или, скажем, мебели. Парусными лодками Виктор Михайлович так масштабно занимался в Курске один, но были специалисты по другим видам водного транспорта. Жителей далёкого от моря Курска всегда манила водная стихия. Отработав шесть лет с детьми, Виктор Михайлович перешёл на АПЗ-20, а позже в ЦНТИ, где было организовано столярное производство. Туда его пригласили делать яхты уже со взрослыми. Некоторые повзрослевшие его ученики последовали за ним. – Мы построили две яхты, на которых ходили по Азовскому морю, Волге, Дну, Днепру, – рассказывает Виктор Михайлович. И штиль, и шторм До сих пор Виктор Михайлович следит за судьбами тех, с кем выходил в море. Жизнь у всех сложилась по-разному, кто-то увлёкся столярным делом, кто-то уехал в другие края, но те дни все вспоминают с ностальгией. А Азовское море до сих пор для Виктора Михайловича одно из любимых мест на Земле, особенно Щёлкино и Казантип. – Сколько раз подплывал к Казантипу, такое впечатление, что море идёт под горку, а под камнями много паучков, – с ностальгией вспоминает Виктор Михайлович. Море, считает Носов, по-своему прекрасно и в штиль, и в шторм. Походной романтикой он увлёк и дочь Ольгу, которая с детства обожает парашютный спорт, байдарки, а лучшим местом считает Приполярный Урал. – Кто прошёл парусную школу, знает, что море – это где-то ремонт, где-то шторм, а где-то «спасите наши души», – продолжает собеседник. Яхтам «Пеликан» и «Робинзон», на которых небольшая команда выходила в море, довелось попадать в шторма. Передать это словами невозможно, это как первая любовь, проводит параллели собеседник. – Дует ветер, на горизонте темнеют облака, постепенно расплываются и двигаются на тебя. Затем ветер усиливается. Значит, нужно уменьшить площадь парусов, убрать лишнее с палубы, а что осталось – привязать покрепче, потому что скоро всё будет прыгать и летать. Затем поднимается волна, появляются белые «барашки», – вспоминает Виктор Михайлович. – Волна увеличивается, ветер становится ещё сильней, брызги перелетают через яхту, и все сидят на одном борту в непромоканцах (непромокаемые костюмы. – Прим. ред.), откренивая. Алхимия и брызги морей Вторым главным увлечением Виктора Михайловича после моря стало относительно молодое направление акриловой живописи арт-флюид. Первые картины в этой технике появились в Америке и Австралии в 2017 году, а название направления происходит от английского fluid (жидкость). Зачастую, чтобы стать хорошим художником, нужно позволить себе какое-то время побыть плохим. В art-fluide же период ученичества относительно небольшой, освоив азы, можно приступать к воплощению смелых замыслов. Но не спешите с выводами, искусство покорится не каждому, здесь важны чувство цвета, ощущение тона, хороший вкус, чувство меры и главное – желание выразить себя и искать для этого новые формы. Например, если бы вдруг поссорились два веника, это выглядело бы феерично, совсем как на картине Виктора Носова «Ссора двух веников». Также необычно называется ещё одна его работа, посвящённая веникам, – «Красавица-метла, любующаяся своим отражением на мокром асфальте». На вопрос, откуда берутся такие сюжеты, художник, не задумываясь, отвечает: «Из солнечной пыли, наверное». Не лезет за словом в карман, и ответ на второй вопрос, приходилось ли ему самому брать в руки метлу, звучит так: «Приходилось, как и всем, даже тем, кто на ней летает», уточняя, что метла здесь употребляется в переносном смысле и у каждого она своя. Живописью Виктор Михайлович заинтересовался в юности, его тогда привлекали картины Василия Кандинского, Казимира Малевича. – Казалось, всё просто, а попробовал творить сам, оказалось – сложно. Нужно иметь внутренний мир, чтобы выразить его, – признаётся собеседник. Кисти и мастихины для того, чтобы создавать интересные работы в технике art-fluide, не требуются. Акрил с водой и разбавителем должен быть текучим. Можно добавить в материал поталь или блёстки. В дополнение к разбавителю используются клей ПВА и вода. Жидкую смесь наносят на рабочую поверхность и осторожно двигают ею, чтобы цвета, смешиваясь, складывались в рисунок. Применяются в art-fluide и неожиданные приспособления, например, стакан, в котором смешивают краски, а затем он переворачивается на полотно, а вокруг накладывается основной фон. Приёмов и секретов множество. У каждого художника они свои и постоянно появляются новые. Но Виктор Михайлович избегает называть себя художником и, пожалуй, прав в том смысле, что процесс создания им с помощью акрила и других материалов картин сродни бытовой алхимии, замешанной на брызгах морей из юношеских впечатлений. Любуясь картинами, выполненными в новой необычной технике, Виктор Михайлович вспомнил о юношеской мечте и решил её наконец воплотить. В этот раз всё получилось. Знание материалов, как они взаимодействуют с горячим и холодным воздухом, с водой, неожиданно пригодилось в живописи. Например, для создания своих работ Виктор Михайлович использует фен, раздувает им краску. Его спутники – хороший силикон, клей ПВА и цепочка с шариками, которая позволяет создавать характерные узоры на ДВП. А цикл, посвящённый временам года, создан из отдельных, собранных вместе, удлинённых дощечек. На некоторых работах угадывается море… – Увидели здесь разноцветных медуз? Что ж, может, это они и есть, волшебные медузы, арт-флюид хорош тем, что каждый увидит в нём что-то своё, – соглашается собеседник и включает записанную им когда-то на простенькую видеокамеру и плёнку оцифрованную запись, где на волнах покачивается созданная в яхт-клубе бригантина, а ясное небо не предвещает шторма. Вероника ТУТЕНКО Фото из архива главного героя