35 лет назад случилось интересное событие – за один овер было набрано рекордное количество ранов в крикете первого класса. Сколько, вы думаете, это могло быть? Логически за один овер можно набрать 36 ранов – 6 шестерок. Предположим что боулер может также подавать ноу-боллы и вы можете представить себе что это число можно увеличить скажет до 40+ ранов. Но в тот далекий февраль 1990 года было набрано за один овер аж…77 ранов!

Как это случилось? Об этом я бы хотел сегодня рассказать. Итак, шел последний день матча между гостями из Веллингтона и хозяевами поля Кентербери в чемпионате Новой Зеландии по многодневному крикету, который тогда назывался Трофей Шелл (Shell Trophy). Это была последняя игра сезона для Веллингтона и им была нужна победа для того чтобы завоевать титул. В последнее утро, они закончили иннингс досрочно, оставив Кентербери догонять 291 ран.

Кентербери потеряли несколько викетов и оказались в позиции 8/108. Однако Ли Гермон и Роджер Форд остановили коллапс и похоже были готовы отбивать остаток дня, сведя матч к ничьей. В предпоследнем овере дня, тренер Веллингтона Джон Моррисон и Эрв Максвини, капитан команды, придумали хитрый план. Им согласился помочь ветеран-боулер Берт Ванс, который подходил к концу карьеры и потому не так сильно пекся о своей статистике.

Это было важно, поскольку план заключался в следующем. Моррисон и Максвини предложили Вансу начать подавать намеренно плохо и дать бэтсменам подобрать к заветной отметке немного поближе. Веллинтон надеялся что тогда, в последнем овере, Гермон и Форд решат попробовать рискнуть чтобы таки выиграть, а не сыграть вничью и потеряют свои викеты.

Однако план не сработал, так как должен был. Ванс подал начал с 17 подач, из которых лишь вторая была легальна, а остальные были ноу-боллы. Но потом Ванс то ли перестарался, то ли такой боулинг испортил его радар, то ли такой трюк Веллингтона рассердил крикетных богов, но боулер Кентербери полностью потерял контроль над происходящим. Мяч за мячом приземлялись не там и были посланы за границу поля Гермоном. Викет-кипер набрал сенчури с шестой подачи и в целом отхтватил 70 ранов с овера, с шестью шестерками и пятью четверками. Форду досталось две подачи с которых он набрал пять ранов.

В цифрах, овер выглядел вот так: 0, 4, 4, 4, 6, 6, 4, 6, 1, 4, 1, 0, 6, 6, 6, 6, 6, 0, 0, 4, 0, 1 (по правилам чемпионата, за ноу-болл не начислялось дополнительных ранов, если какие-либо раны были с такой подачи набраны бэтсменами).

В добавление к хаосу на поле, он также творился за его пределами, а также в головах судей (вспомним цитату профессора Преображенского о разрухе…). Люди, управлявшие табло, показывающее счет, начали путаться в точном количестве набранных ранов и даже начали спрашивать мнение зрителей на стадионе. А судьи потеряли счет ноу-боллам и прекратили овер после пятой легальной подачи, а не шестой. Из всего этого, на табло было пусто, и обе команды не вполне поняли как близко Кентербери подошли к победе. На самом деле, перед последним овером, им нужно было лишь 18 для неожиданного результата. 17 ранов от Гермона сравняли счет…но Форд заблокировал последнюю подачу, не зная что она была бы победной, и матч окончился ничьей-тай. Позже, тренер Моррисон сказал что он чуть не получил инфаркт когда стало ясно насколько близко его команда подошла к поражению.

После матча, были разбирательства и апелляции. Несмотря на то что Веллинтон оштрафовали за медленную игру (которая стала еще медленней если учитывать этот бесконечный овер), у них не отняли очки и они выиграли чемпионство.

Потому советую всем быть осторожными в составлении планов! Ведь никогда не знаешь когда обстоятельства повернуться по другому и судьба может подобраться близко к отметке, за которой стоит победа…над вами. Впрочем, как позже сказал Моррисон, игру хотя бы запомнили чтобы точно не случилось если бы она кончилось обычной ничьей-дроу. Что тоже неплохо.

Борис Фейгин