Мир без четких границ: почему сложно посчитать количество стран

Почему сложно точно посчитать количество стран

Мир без четких границ: почему сложно посчитать количество стран
© ТАСС

В мире существуют разные точки зрения на то, что считать страной.

Международное право предлагает свое определение государства: это единица с постоянным населением, четко обозначенной территорией, собственным правительством и способностью вступать в отношения с другими странами. Именно такой перечень необходимых характеристик входит в Конвенцию о правах и обязанностях государств, подписанную 26 декабря 1933 года в Монтевидео (Уругвай).

На практике все сложнее: не все территории, соответствующие этим критериям, признаются международным сообществом. Так, Россия и Китай, в отличие от западных стран, до сих пор не признают независимость Косова. Тайвань претендует на статус суверенного государства, хотя большинство стран, в том числе ООН, считают его частью Китая. А статус Палестины по-прежнему остается дискуссионным, хотя ее признают уже 146 государств.

Границы государств менялись на протяжении всей истории. Так, в XX веке новые страны появлялись в результате распада СССР и деколонизации, но и век XXI тоже начался с образования новых государств.

Официальное количество стран: версии и организации

Выходит, что результат подсчета количества стран в мире напрямую зависит от того, кто их считает и по каким критериям.

ООН признает 193 государства-члена. Еще два субъекта — Ватикан и Палестина — имеют статус наблюдателей. Этот список часто принимается как официальный.

Международные спортивные федерации, такие как FIFA (211 членов) или МОК (206 участников), добавляют к списку независимые территории, которые участвуют в соревнованиях. Скажем, в FIFA состоят Гибралтар (с 2013 года) и Косово (с 2016 года).

Серые зоны: территории с неопределенным статусом

Помимо непосредственно государств или претендующих на этот статус, существуют и другие территории или непризнанные образования.

Непризнанные государства

Некоторые регионы, являясь самоуправляемыми, все еще не имеют официального признания. К таким относится Приднестровье, отделившееся от Молдавии. До недавнего времени непризнанным был и Нагорный Карабах, однако события последних лет окончательно закрепили статус региона как части Азербайджана.

Заморские территории

Автономные регионы вроде Гренландии (часть Дании) или Французской Полинезии (владение Франции) считаются территориями, а не странами. Они управляются крупными странами (Данией и Францией соответственно) в части конституционного устройства и внешней политики, однако обладают достаточной автономией, чтобы решать вопросы, связанные с экономикой, образованием или социальной сферой.

Особые регионы

Гонконг и Макао имеют особый статус в составе Китая. Китайские официальные власти стремятся поддерживать высокий уровень самоуправления на этих территориях при условии, что ими управляют патриоты. Так, для Китая важно значение Гонконга как международного центра финансов, судоходства и торговли, а Макао — как мирового центра туризма и отдыха. Однако в международных отношениях эти территории представлены Пекином.

Политическая карта мира в динамике

Политическая карта мира меняется по сей день. Однако каждое изменение границ — результат сложных исторических и политических процессов.

Колониальные эпохи и деколонизация

Крупные державы колониальной эпохи — Великобритания, Франция, Испания и Португалия — активно завоевывали территории. К XX веку большая часть Африки, Азии и Южной Америки находилась под контролем этих метрополий.

Но после Второй мировой войны начался процесс деколонизации:

в 1947 году Индия и Пакистан стали независимыми от Великобритании;в 1960 году, известном как "Год Африки", 17 стран на этом континенте обрели суверенитет;последним этапом стала независимость Намибии от ЮАР (1990) и Эритреи от Эфиопии (1993).

Распад крупных государств

Исчезновение Советского Союза ознаменовало очередную волну изменений на политической карте мира:

в 1991 году распался СССР, в результате чего образовалось 15 независимых стран, включая Россию, Украину и Казахстан;Югославия в 1990-х годах разделилась на 6 независимых стран, среди которых Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина, а также одно частично признанное государство — Косово;в Чехословакии в 1993 году произошел раздел на Чехию и Словакию — "бархатный развод", названный так за мирное урегулирование вопроса.

Но и в ХХI веке продолжают появляться новые государства:

Восточный Тимор (2002): освободился от индонезийской оккупации;Южный Судан (2011): стал независимым от Судана после референдума.

Интересные факты и статистика

Крупнейшие страны мира по площади:

Россия — более 17,1 млн км².Канада — около 10 млн км².США — около 9,8 млн км².Китай — около 9,5 млн км².Бразилия — около 8,5 млн км².

Самая маленькая страна — Ватикан: всего 0,44 км² и около 1 тыс. жителей.

Новейшие страны мира:

Черногория (2006);Сербия (2006);Южный Судан (2011).

Уникальные попытки создать страну

В мировой истории есть необычные попытки создания государства.

Силенд: это микрогосударство, расположенное на морской платформе в Северном море. Провозглашенное в 1967 году британским отставным майором Пэдди Роем Бейтсом, оно заявило о своей независимости, но так и не было официально признано ни одним государством мира, что не помешало ему выпустить собственные паспорта, валюту и флаг. Население "государства" — 27 человек.

Рифская Республика: в 1921 году берберские племена в Марокко объявили о создании независимого государства, которое вело боевые действия с испанскими и французскими силами, но в 1926 году уступило противнику и прекратило существование.

Гипотетические сценарии образования новых стран

Мир остается динамичной системой, а политическая карта продолжает обновляться. Мы являемся свидетелями изменения границ, и говорить о том, что в будущем этот процесс остановится, было бы преждевременно. По сей день есть множество регионов и территорий, для которых вопрос независимости остается актуальным.

Так, в Шотландии уже давно существует движение за независимость. В 2014 году там прошел референдум, на котором 55% избирателей проголосовали за сохранение в составе Великобритании. Однако после Brexit Шотландия проголосовала за то, чтобы остаться в Евросоюзе, и многие там считают выход Великобритании из ЕС поводом для нового референдума.

В Каталонии в 2017 году прошел референдум о независимости, однако он был признан испанским правительством незаконным. Несмотря на это, часть каталонцев продолжает добиваться отделения. Если Каталония станет независимой, это может создать прецедент для других регионов, стремящихся к автономии, в том числе и европейских.

Некоторые политики и эксперты обсуждают перспективы изменения границ и в Арктическом регионе. Так, Гренландия, которая и без того обладает широкой автономией от Дании, может стремиться к полной независимости, учитывая свои экономические ресурсы. Они же могут стать и настоящим яблоком раздора в свете мировых политических процессов.

Возможные последствия

Гипотетические сценарии образования новых стран способны повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Это позволяет народам обрести долгожданный суверенитет и право управлять своей судьбой, но вместе с тем появление новых стран может вызвать конфликты, экономическую нестабильность и перераспределение сфер влияния.

Регионы, стремящиеся к независимости, согласно Конвенции Монтевидео, должны соответствовать ряду признаков, чтобы получить официальный статус страны. Но даже собственная территория, население и правительство, способное взаимодействовать с другими странами и устанавливать дипломатические отношения, не гарантируют им политического признания.

Линии на картах, определяющие границы государств, лишь отражение сложнейших политических процессов. Число стран не константа. Ведь мир продолжает меняться, и в будущем количество государств может как пополняться новыми, так и, наоборот, уменьшаться в результате объединения нескольких стран в одну.