Отец курского картинга
Вполне возможно, что большинству курян не знакома фамилия Льва Кононова. Но в 50–60-е годы прошлого века Кононова знали не только в Соловьином крае, но и далеко за его пределами. Картинг почти сорок лет был ведущим видом спорта в Курской области. Он дал региону почти два десятка чемпионов СССР и России. Сборная Курска неоднократно побеждала в командном зачёте, а Курский картодром долгие годы оставался единственным в России, где проводились международные гонки. Все эти достижения без преувеличения принадлежат Льву Кононову. Закалка характера Лев Сергеевич – уроженец Тамбова, но в юном возрасте вместе с семьёй перебрался в Курск. Семья поселилась на улице Софьи Перовской. Лев пошёл учиться в школу №11. С раннего детства его тянуло к технике, ещё в школе он самостоятельно смастерил самокат. Этот транспорт был популярен уже в середине 1950-х годов. Школьники часто конструировали их сами. Для этого брали несколько досок, вытачивали и зачищали деревянную ручку, затем прикрепляли подшипники. Юный Лев Кононов в парке имени Первого мая часто устраивал гонки с друзьями. Школьником будущий конструктор занимался в Доме пионеров. С началом войны отец семейства Кононовых ушёл в ополчение, а затем был призван в армию и попал на Северо-Западный фронт. В 1942 году он пропал без вести в Калининской области. Лев вместе с братом Борисом помогали тушить зажигательные бомбы после вражеских налётов. Во время одного из них загорелся дом Кононовых, но ребята не дали ему сгореть. После вторжения нацистов на территорию Курской области мать Лидия Павловна вместе с детьми эвакуировалась к своему отцу в Тамбов. Из Курска выезжали в одном из последних составов. Лев работал на оборонном заводе «Комсомолец», регулярно перевыполнял план по выпуску снарядов для Красной армии. За это ему вручили именные карманные часы. Характер Льва закалился в тяжёлые военные годы. Его не страшили трудности. В 1943 году парень получил права на управление грузовым автомобилем. «Курск», «Спутник» и «Товарищ» В 1944-м Кононовы вернулись в Курск. Лев устроился шофёром грузовика на автобазу. В это время парень увлекался мотогонками. В них он добился больших успехов, стал абсолютным чемпионом Курской области в гонках на мотоциклах объёмом двигателя 125 кубических сантиметров. Он неоднократно становился призёром республиканских турниров по мотокроссу и скоростным гонкам, вошёл в восьмёрку сильнейших на всероссийских соревнованиях по кольцевым гонкам. Кононов учился в курском железнодорожном техникуме, вечерами пропадал в аэроклубе. Прыгал с парашютом и даже совершил полёт с инструктором на учебном самолёте. Сарай во дворе дома превратился в экспериментальную мастерскую. Позднее он поступил в Харьковский автомобильно-дорожный институт. Во время учёбы Кононов участвовал в создании гоночного автомобиля ХАДИ-1. На нём он установил рекорд Украины в гонке на 5 километров. Машина развила приличную по тем временам скорость – 118 километров в час. Отучившись, Лев получил специальность инженера автомобильного транспорта. Молодому талантливому специалисту предложили должность конструктора на одном из гигантов страны – Горьковском автозаводе. Деканат дал направление в аспирантуру с последующим трудоустройством на кафедре в местном институте. Но Кононов выбрал не самое очевидное решение, он вернулся в Курск, на базу, где и работал раньше. Его назначили начальником гаража. В 1958 году Лев пришёл к директору Курского городского Дворца пионеров Михаилу Немежанскому и попросил выделить бокс для конструирования спортавтомобиля. Михаил Аронович согласился и предложил молодому человеку вести кружок юных техников по автоделу. Лев Сергеевич стал и руководителем пионерского кружка завода малолитражных автомобилей (ПЗМА), а потом ЭЛМА – экспериментальной лаборатории, где под руководством мастера дети собрали малолитражный автомобиль «Курск». – 7 ноября 1959 года жители нашего города впервые увидели необычный автомобиль, он уверенно ехал по Красной площади. Машину вели лучшие кружковцы. Солнце отражало в блестящих буквах слово «Курск» и эмблему кружка, – вспоминала бывший директор Дворца пионеров и школьников Лидия Девянина. Автомобиль был представлен в павильоне «Юные натуралисты и техники» Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. «Курск» получил бронзовую медаль ВДНХ, девять медалей вручили лучшим представителям ЭЛМА. Для провинциального Дворца пионеров это был колоссальный успех. Юным техникам не было покоя. Под чутким руководством наставника они сконструировали двухместный автомобиль «Спутник», который разгонялся до 70 километров в час. Он тоже выставлялся на ВДНХ и получил диплом второй степени. Для его постройки использовали максимальное количество готовых деталей от мотоциклов, мотороллеров, автомобилей. Вскоре кружковцы смастерили туристско-прогулочный микроавтомобиль «Товарищ». В первом варианте он был без дверей и без крыши. Но она была сконструирована отдельно из стеклопластика. Всесоюзный успех «Карт – гоночный автомобиль, представляющий собой сварную раму без кузова, ветрового стекла и без подвески колёс, но обязательно имеющий четыре пневматических колеса. Карт должен иметь общепринятую в автомобильной технике схему педального управления сцеплением, тормозами и газом. Двигатель автомашины должен быть двухтактным», – писал Лев Кононов в своей книге. Считается, что первый в Советском Союзе карт сконструировал и собрал в 1959 году харьковчанин Эдуард Костенко. Машиной заинтересовался гонщик-инженер Виталий Енин, который занялся выпуском микроавтомобилей. В одном из журналов Кононов прочитал про увлечение американских лётчиков и механиков после окончания Второй мировой войны. Чтобы не ходить пешком по аэродрому, они сконструировали самодельную примитивную машину. Двигатель от мотоцикла приделали к деревянным ящикам на колёсах и перемещались на этих самоделках по аэродрому. Новая техника получила незамысловатое название «карт». Что в переводе с английского – «тележка». И Кононов буквально влюбился в него. Кстати, картинг называют первой ступенью на пути к серьёзным автогонкам. Многие легендарные пилоты Формулы-1 в детстве гоняли на картах. Например, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер, Кими Райкконен, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон. Российский гонщик Даниил Квят впервые сел на карт в восемь лет. Зимой 1961 года по чертежам Льва Кононова был сконструирован первый в России карт для соревнований. Вскоре куряне впервые увидели гонки на мини-автомобилях. Позднее они появились в Волгограде на II Всероссийском слёте юных техников. Новые машины поразили участников слёта. Кононову начали писать письма со всех концов страны. Мальчишки и взрослые просили помочь смастерить карт. Чертежи стали печатать в советских журналах «Юный техник» и «За рулём». Популярность картинга росла. Карты, как правило, строили Дома пионеров и станции юных техников. Курский Дворец пионеров был в авангарде. – Первые свои карты мы строили из трубок, извлечённых из останков списанных самолётов, использовали двигатели от мотоциклов 50, 75, 125 кубических сантиметров. А сидения и защитные шлемы на голову вообще лепили из пластилина. Из него делали форму, потом в дело шли ткань, бумага, а сверху всё это «произведение» заливалось эпоксидной смолой, – вспоминал один из кружковцев Вячеслав Чуваев. В начале 1960-х Федерация автоспорта СССР опубликовала «Правила проведения соревнований, классификация и технические требования к микроавтомобилям типа Карт». В 1962 году куряне выступили на первых всесоюзных соревнованиях по картингу в Риге, с участием 80 спортсменов из восьми городов страны. Ребята получили специальный приз за лучшую конструкцию карта в классе 50 кубических сантиметров. В том же году в Москве состоялся матч с участием сильнейших картингистов Союза. Курские спортсмены были отмечены призом «Хрустальная ваза» и специальным призом журнала «За рулём» – гоночным шлемом. В июле 1963-го в Москве состоялся первый чемпионат СССР по картингу. А спустя несколько месяцев в Курске прошли первые всесоюзные соревнования школьников. В них приняли участие около сорока юных гонщиков из Ленинграда, Хабаровска, Москвы, Тбилиси, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Тюмени, Новочеркасска и, конечно, Курска. Турнир проводился на картах всех трёх классов. Первыми чемпионами СССР среди школьников стали куряне Владимир Лыткин и Вячеслав Кузнецов. В том же году Лев Кононов издал книгу «Микроавтомобили Курского Дворца пионеров и школьников» и брошюры «Карт – автомобиль для тебя» и «Автомобиль «Карт». Почти во всех Домах пионеров области были организованы филиалы секций картинга. Между ними проводились соревнования. Тысячи зрителей приходили посмотреть на захватывающие заезды в Курске, Рыльске, Льгове. В 1965 году Министерство просвещения РСФСР организовало и провело в Курске республиканский семинар руководителей автоконструкторских кружков. На нём Лев Сергеевич делился опытом создания картов и проведения соревнований. По трагической иронии судьбы Кононов много времени уделил соблюдению правил безопасности. Курский автомобиль был представлен на выставке детского творчества в США. Школьники получили специальный диплом выставки. В 1967-м Кононов занимался подготовкой сборной РСФСР к IV Спартакиаде народов СССР, был назначен тренером сборной Советского Союза. В ту команду вошли три курянина: Владимир Лыткин, Николай Гончаров и Владимир Трубников. Во время соревнований в Курске жизнь этого талантливого человека трагически оборвалась. Лев Сергеевич пытался убрать с трассы заглохший карт, но был сбит. Скончался в больнице. Дело мастера живёт «Ребятишки очень любили этого спокойного и внимательного человека. Может быть, за то, что он никогда не раздражался в ответ на их бесчисленные «почему?». А может быть, потому что, инженер Лев Сергеевич Кононов с утра до позднего вечера вместе с ними не выходил из лаборатории Курского Дворца пионеров. Но скорее всего источником привязанности пионеров к своему наставнику была увлечённость, которая так роднит людей разного возраста», – писал на страницах «Курской правды» Михаил Фенигштейн в октябре 1971 года. Он был не просто наставником. Кононов учил мальчишек не только водить карты, не только достигать высоких результатов на трассе, но прежде всего созидать и ценить плоды своего и чужого труда. Прежде чем стать гонщиком, каждый из его воспитанников был автомехаником, сварщиком, слесарем. Все машины собирались по винтику. Энтузиазм и любовь к ребятам и технике Лев Сергеевич передал многим своим воспитанникам. Кононов грезил картодромом, но не успел его построить. Конструктор оставил свои чертежи. Дворец пионеров приступил к реализации идеи сразу после его гибели. Для Михаила Немежанского это был объект номер один. Михаил Аронович лично контролировал стройку, каждый рабочий день начинал с её посещения. Немежанский внёс большой вклад в развитие нового вида спорта. Он очень любил картинг, был судьёй республиканской категории. Первый в Советском Союзе картодром открыли в Курске в 1971 году. Два десятка лет он оставался единственным в стране, входил в десятку лучших в Европе. Длина трассы картодрома составляет 1120 метров, а ширина варьируется от 9 до 10 метров. Особенность курской трассы – множество поворотов и прямые, которые позволяют развить высокую скорость. С того же года в память о наставнике и конструкторе в Курске ежегодно проводятся общероссийские соревнования по картингу «На призы памяти Л.С. Кононова». – Когда я пришёл в автомобильный кружок Кононова, Лев Сергеевич сразу же поразил меня своими техническими способностями: он умел работать на всех без исключения станках, в совершенстве владел сварочным оборудованием, знал устройство двигателя и любого другого узла автомобиля, мог читать и составить самый сложный чертеж. Для нас, мальчишек-несмышлёнышей, это был высший пилотаж! Нам так хотелось походить на него. И он очень быстро научил нас всем этим премудростям, – вспоминал один из первых учеников кружка Геннадий Диденко. Дело наставника продолжил гонщик и конструктор Олег Шаев. В Курске воспитали многих чемпионов СССР и России. Куряне Владимир Лыткин, Виталий Малёнкин, Владимир Трубников, Олег Шаев, Михаил Тодоров, Вячеслав Чуваев, Владимир Иванченко, Александр Дурнев, Григорий и Игорь Комаровы, Николай Гончаров, Владимир Иванченко, Владимир Бильдин регулярно завоёвывали золотые медали. Материальная база Дворца пионеров не позволяла развиваться этому виду спорта. В конце 1970-х секцию картинга передали заводу РТИ, который организовал её у себя в ДК. У завода и ремонтная, и материальные базы были отличные. – Картинг и Курск – два неразрывных понятия, и кто из мальчишек 60–70-х не мечтал попасть во Дворец пионеров в секцию картинга! И многим это удавалось, как удавалось затем некоторым стать большими гонщиками, а большинству остаться автолюбителями верными моторам и скорости, – считает журналист, историк курского спорта Игорь Василиади. В 80–90-е годы картинг попал в сложные условия, детские спортивные секции закрывались. Возрождение началось в 1998 году. В 2005-м состоялось открытие трассы мини-картодрома длиной 250 метров на улице Литовской. Здесь проводятся занятия по практическому вождению. Сейчас в областном центре действует несколько школ и клубов картинга. 22 апреля 1994 года в честь Льва Кононова назвали одну из новых улиц в Центральном округе Курска. Расположена она в районе Триумфальной арки, недалеко от картодрома. В музее истории Курского Дворца пионеров и школьников бережно хранят вещи Льва Сергеевича, картингу посвящено несколько стендов. Руководитель музея Татьяна Опарина может долго рассказывать об этом интересном человеке. Вадим ОГНЕВЩИКОВ