Проректор ВШЭ Рощин: Рейтинг трудоустройства показал роль образования в карьере

Сегодня на портале "Работа России" были опубликованы рейтинги трудоустройства выпускников российских колледжей и вузов. Благодаря им стало известно, где готовят самых востребованных математиков, инженеров, педагогов и так далее. По результатам ранжирования учебных заведений можно судить и об основных тенденциях на рынке труда, да и в целом - о значимости образования в деле построения успешной карьеры.

Проректор ВШЭ Рощин: Рейтинг трудоустройства показал роль образования в карьере
© Российская Газета

"Видеть, что дает образование с точки зрения рынка труда, - важно"

"Для тех, кто хорошо знаком со сферой образования, неожиданностей в этом рейтинге нет, - говорит проректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", руководитель Лаборатории исследований рынка труда Сергей Рощин. - Мы привыкли оценивать вузы комплексно - с учетом их научных достижений и истории, известности в профессиональных кругах и публичности. И вуз правда выполняет десятки задач. Интегральная оценка вуза или колледжа как образовательной организации не может производиться только по одному параметру, даже если это трудоустройство выпускников".

При этом профессиональное образование - и среднее, и высшее - получают для того, чтобы впоследствии быть успешными в карьере, отмечает эксперт.

"Выражаясь языком экономистов, люди инвестируют в образование - то есть тратят свои время, ресурсы, деньги - для того, чтобы потом получить отдачу: построить карьеру, иметь достаточно высокие доходы, улучшать качество жизни. Поэтому, когда мы говорим о том, что дает образование, очень важно видеть, что оно дает именно с точки зрения рынка труда. И такой рейтинг представлен", - подчеркивает он.

Сергей Рощин обращает внимание, что показатель успешности выпускников складывается из очень многих компонентов. В частности, из того, как студента учат, и из того, насколько сами студенты заинтересованы в том, чтобы быть успешными или реализоваться. Немалую роль играет и то, насколько активно в подготовке участвуют работодатели - только деньгами, или вкладываются временем лучших сотрудников и их экспертизой.

"Да, далеко не все эти факторы находятся "под управлением вуза". Но тем не менее внутри профессионального сообщества результаты их сочетания хорошо известны", - замечает эксперт.

Ни у кого не вызывает сомнений, говорит он, что Московский городской педагогический университет готовит лучших педагогов страны. Он же разделяет первое место по гуманитарным наукам среди магистров. МФТИ - лучший инженерный вуз, и тут тоже без сюрпризов.

На высоких местах в рейтинге много дальневосточных и северных вузов, и это результат долгой последовательной борьбы и регионов, и работодателей, и самих вузов за то, чтобы сохранить талантливую молодежь на данных территориях, уверен Рощин.

"Горжусь нижегородским кампусом Вышки - он стал лучшим по подготовке магистров-математиков. Это большое достижение управленческой команды вуза, профессорско-преподавательского состава и наших индустриальных партнеров", - добавляет проректор НИУ ВШЭ.

Технологии в нетехнологичном - драйверы роста

Директор по развитию "Авито Работы" Роман Губанов считает, что рейтинг трудоустройства демонстрирует, как возросла IT-компонента во многих секторах экономики.

По его словам, тот факт, что в топы рейтингов трудоустройства выпускников по направлениям "науки об обществе" и даже гуманитарным направлениям выходят технические вузы, парадоксален только на первый взгляд.

"Мы живем в цифровом мире, и самые востребованные специалисты из области "наук об обществе" - бизнес-информатики, аналитики, умеющие работать с большим объемом данных", - говорит эксперт.

Лидер по востребованности среди гуманитарных направлений, в свою очередь, - прикладная лингвистика, требующая сильной математической базы, констатирует Губанов.

И даже в направлении "Культура" драйвером спроса становится дизайн, отмечает он. "Например, Бауманка, которая заняла первое место, готовит промышленных дизайнеров - специалистов, способных не только творить, но и работать в тесной связке с инженерами-конструкторами. По сути это обучение, максимально интегрированное в классическую систему инженерной подготовки. На выходе оно обеспечивает выпуск "инженера-художника". И такое сочетание, казалось бы, разнонаправленных компетенций дает высокую востребованность", - уверен директор по развитию "Авито Работы".

По мнению Губанова, для работодателей рейтинг служит важным инструментом кадровой стратегии, помогая выявлять вузы с наиболее практико-ориентированным подходом. Учебные заведения, где студентов учат решать реальные задачи с применением технологий, становятся приоритетными партнерами для сотрудничества - от организации стажировок до создания совместных кафедр и образовательных программ. Это позволяет компаниям не только получать специалистов с нужными компетенциями, но и формировать будущие профессиональные стандарты в отрасли.

"Если читать рейтинг глазами абитуриента, я бы интерпретировал его так: в условиях растущей цифровизации вузы с сильной математикой, хорошей инженерной подготовкой дают существенный прирост добавленной стоимости. Востребованность практически во всех сферах будет тесно коррелировать с готовностью осваивать, адаптировать и применять новые технологии", - объясняет эксперт.

Рейтинг выпускников демонстрирует то, как российский рынок труда отвечает на стоящие перед ним вызовы. В частности, сейчас растет востребованность специальностей, сочетающих в себе гуманитарную и техническую компоненты.

"Самые востребованные выпускники - те, чьи компетенции позволяют наращивать производительность труда даже в нетехнологических сферах, за счет технологий", - резюмирует Роман Губанов.