В рамках ПМЭФ прошла многодневная шоссейная велогонка "Золото Ладоги"

Бешеная скорость, непредсказуемые трассы, новые впечатления, проверка на удачу, безжалостная боль, много драйва, преодоление себя, борьба не только с соперниками, но и с погодой, экзамен на силу… Такими словами охарактеризовали многодневную велогонку "Золото Ладоги" ее участники - профессиональные спортсмены из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Сирии и ОАЭ, а также любители из крупных велоклубов Москвы и Санкт-Петербурга. Соревнования проходили в рамках спортивной программы Петербургского международного экономического форума с 9 по 15 июня в северной столице, городах Ленинградской области и Республики Карелия - вокруг живописной природы Ладожского озера.

В рамках ПМЭФ прошла многодневная шоссейная велогонка "Золото Ладоги"
© Российская Газета

"Золото Ладоги" проводится с 2023 года и является одной из ключевых многодневных велогонок в календаре российского велоспорта и одной из самых технически сложных. А на северо-западе РФ - это еще и самое крупное соревнование. Профессиональным спортсменам, сильнейшим велогонщикам страны и иностранным гостям, нужно было преодолеть семь этапов общей протяженностью 788 км. В итоге в генеральной классификации победителем "Золота Ладоги-2025" стал Артемий Хомяков из команды "Мангазея - Московский спорт". Второе место занял представитель Беларуси Сергей Шевченко из Minsk cycling club. Третье место у Кирилла Миллера, выступающего за Самарскую область и команду Volga Union. Кирилл, к слову, показал высокий результат, несмотря на серьезную травму кисти, полученную на одной из гонок.

В этом году организаторы впервые пригласили на "Золото Ладоги" любителей, обычных увлекающихся велоспортом людей, не являющихся профессиональными спортсменами ни в прошлом, ни в настоящем. Им предстояло параллельно пройти три этапа из семи по тем же трассам, что и чемпионам. Для активистов, в числе которых был и корреспондент "РГ", организаторы выбрали разноплановые маршруты: в Выборге - по центру города с исторической брусчаткой и многочисленными резкими поворотами, в Питкяранте с грунтово-гравийным километровым участком и непредсказуемым асфальтовым покрытием, а также скоростной шоссейный круг вокруг Гребного канала в Петербурге.

В Выборг мы приехали в День России. Город с его старинными башнями, узкими улочками, развивающимися флагами и умопомрачительными панорамами на залив и огромный порт покорил сразу. Его виды - как иллюстрация к учебнику истории от Средних веков до новейшего времени. В городе около 300 памятников архитектуры, истории и искусства. Запахи знаменитых крендельков - на любой вкус и размер от 100 до 180 рублей - так и соблазняли. Тем, кто не на спорте, предлагали глёг - горячий напиток на основе красного или белого вина с пряностями. Мы воздержались. А вот местная уха на сливках - определенно стоит, чтобы вернуться сюда еще. Гуляя по городу накануне, стало понятно - нам предстоит очень сложная техничная гонка, которая моментально высветит твои "огрехи" во владении велосипедом, если они есть. А еще хорошенько потрепет пульсовые зоны. Много нешироких участков, прямоугольные повороты, резкие торчки - и в них одномоментно будет влетать группа гонщиков… Кто любит фильмы типа "Форсаж" - добро пожаловать на трассу в Выборг! Гонка прошла успешно, массовых завалов не случилось, все участники подошли к старту сконцентрировано и вели езду аккуратно. И вот первые результаты в протоколе - есть промежуточные лидеры, точки отсчета, игра началась, сюжет закручивается.

Сразу после гонки в Выборге, без отдыха, все команды отправились в Карелию. Пятичасовая дорога до городка Питкяранта проходила, мягко говоря, витиевато, вдоль Ладожского озера. Зато, когда неожиданно по пути открывались виды на берег - мы чувствовали себя в музее под открытым небом. От живописных пейзажей перехватывало дыхание, а в воздухе парили ароматы леса и свежесть воды. Как сказала победительница и призер этапов "Золота Ладоги" среди любителей в женском зачете Марина Летаева: "Сердце радуется, что велоспорт позволяет увидеть такие красоты России. "Золото Ладоги" - это не только про спортивную борьбу, но и про путешествие и открытие новых уголков страны".

В Питкяранте перед нами также за несколько часов стартовали профессионалы. Сразу после начала гонки начался дождь, и грунтовой участок трассы, которого в кулуарных беседах опасались буквально все, в итоге показался "цветочком" по сравнению с залившимися люками и ямами - понять, где он прячется под лужей в моменте скоростной гонки, просто невозможно. Дорога стала непредсказуемой - много падений и травм, проколов, велосипеды трещали. Из 70 профессиональных спортсменов до финиша доехали 30. Любителей на такое выпускать нельзя. Ливень в момент превратил трассу в очень опасную. Организаторы приняли мудрое решение отменить этап. Мы использовали освободившееся время на любование красотами Карельского леса с его стройными деревьями, разнообразием зеленых оттенков и каменных скал - загаданных желаний. Кто-то даже успел построить свою маленькую башенку - посмотрим, поможет ли ветер исполнить мечту, согласно локальным поверьям. Команды на велосипедах тренировочно проехались по федеральным дорогам, добрались до озера и залива, увидели карельскую щуку в руках местных рыбаков, угостились местными калитками с сезонной морошкой и местной форелью, искупались в прохладной, но такой родной воде. Многие мои со-командники уже решили вернуться в эти края со своими семьями на отдых. На следующий день нам предстоял почти шестичасовой переезд в Петербург на заключительный этап.

Северная столица встретила спортсменов отличной солнечной погодой и традиционно огромным количеством туристов, ведь сейчас июньские праздники и ПМЭФ. Но для меня Петербург впервые открылся как велосипедный город. Здесь можно найти, где кататься. Хотя водители авто и пешеходы пока не очень приветливы и терпеливы к "двухколесным коллегам".

Нам приготовили еще одну живописную трассу - практически гладкий круг вокруг Гребного канала рядом с Газпром-ареной: в окружении воды, сверкающей как драгоценные камни, видами на мосты и современный Лахта-центр. Дополнительной динамики всему действию придавали гребцы - велогонка велогонкой, но у них тоже тренировка и ее никто не отменял. Здесь были очень высокие скорости, попытки преодолеть ветровую стену и острейшие контактные моменты. Казалось, заезд закончился в мгновение ока и только пытающееся выпрыгнуть из груди сердце говорило о том, что ему пришлось хорошенько поработать более часа.

Улыбки, объятия, эмоции после финиша - это всегда что-то особенное. Только что вы шли ва-банк против друг друга, а сейчас крепко пожимаете руки и хлопаете по спине. И заветные слова одного из спортсменов - а что уже все, может еще этап, ребят? Но нет, "Золото Ладоги" теперь вернется только на следующий год, а значит у команд есть время учесть опыт этих праздничных выходных и подготовиться на будущее.

В 2025 году победителями стали представители клуба Zubov Team среди любителей и РЖД среди корпоративных команд. Также в многодневной велогонке принимали участие московские команды Volga Union, Russian Cycling Academy (RCA), Avito Impulse и питерская команда Etalon.

Организаторы велогонки "Золото Ладоги" - Федерация велосипедного спорта и Фонд Росконгресс при поддержке Минспорта РФ и Центра спортивной подготовки сборных команд России.