Почему корреспондент "РГ" взял интервью у коллеги по цеху
В августе на Барнаульском гребном канале прошли два знаковых старта - VI Спартакиада молодежи России и международная "Алтайская регата. Кубок Костенко". Украшением соревнований стала комментаторская работа мастера спорта международного класса, известного спортивного журналиста Сергея Медведева. Даже капризы погоды не мешали Сергею Леонидовичу быть в гуще событий, брать экспресс-интервью у победителей и призеров и давать глубокий профессиональный анализ событий на водных дорожках.
Мы редко разговариваем с коллегами "для печати", но тут особый случай.
Вы уже не первый год приезжаете на соревнования на Барнаульском гребном канале, насколько комфортно здесь работается?
Сергей Медведев: Мне здесь люди очень нравятся. Они создают семейную, добрую атмосферу. Все на канале к приезжим очень хорошо относятся - начиная с главы краевой федерации Юрия Вениаминовича Шамкова и заканчивая рядовыми сотрудниками. Я много где бываю, и не везде встретишь такое отношение: "Сюда нельзя, туда не ходите, тут не становитесь". Здесь же, наоборот, поощряют какие-то мои инициативы: "Давай, это классно!" Нравится сам канал, с удовольствием гоняю по нему на байдарке, когда есть свободное время. Нравится, что каждый год появляются новые локации, постоянно идет развитие - например, отличный пляж оборудован, улучшается русло канала. Слышал про новые планы. Постоянное улучшение инфраструктуры помогает росту мастерства местных спортсменов.
От разных гребцов приходилось слышать противоположные мнения о нашем канале, а как он вам?
Сергей Медведев: Для меня вода здесь легкая, быстрая. В Неве, например, вода холодная, тяжелая, тягучая. Многое зависит от глубины канала. Я спрашивал на "Алтайской регате" у иранцев, какая глубина канала, где тренируются их сборные? Восемь метров. А у вас в два раза больше! И эта разница сильно сказывается. Поэтому иранцы и сказали: в Барнауле гоняться намного легче. В холодное время вода и у вас становится тяжелой, но так везде.
Российская гребля постепенно возвращается на мировую арену, есть первые весомые успехи. Насколько сложно идет этот процесс?
Сергей Медведев: В этом году он пошел быстрее, но все по-прежнему сложно. Я могу судить по своим отношениям с представителями международной федерации гребли. До начала санкций все строилось на дружеских отношениях, но настал момент, когда мне и другим россиянам сказали: "Не приезжайте больше". Причем у меня в федерации было достаточно много работы: снимал видео, монтировал фильмы, работал переводчиком. Делал все, чтобы шло сближение функционеров федерации и спортсменов, был одним из тех, кто являлся связующим звеном между ними. Посмотрим, что будет дальше.
Нет ощущения, что мы немного запоздали с процессом смены поколений в национальной сборной? Те же белорусы более активно накатывают молодежь.
Сергей Медведев: Есть, и не только у меня. Подобное положение дел сложилось давно. Система подготовки настроена так, что ребята постарше с большой неохотой пускают молодых. Совершенно иной подход, например, в сборной Германии, где в экипажах двоек часто к матерому гребцу ставят молодого, что дает очень хороший эффект. А у нас же такого не практикуется.
Кто из нынешнего поколения способен в будущем повторить олимпийские победы Максима Опалева, Александра Дьяченко и Юрия Постригая?
Сергей Медведев: Есть очень перспективная молодежь. Например, серебряный призер первенства мира среди юниоров и молодежи в Португалии Настя Кравченко, представляющая Алтайский край. У нее от природы отличные физические данные, которые надо направить в нужное русло. На недавней Спартакиаде здорово выступил байдарочник Дмитрий Авдеев из Краснодара. Есть очень перспективный Георгий Ваняшов из Омска. Безусловно, Захар Петров, Иван Штыль, Алексей Коровашков могут и должны взять олимпийские медали. Каноист Александр Минеев хорош - как и Кравченко, завоевал в Португалии серебро. Но большинству из них надо помочь выйти в лидеры на уровне России, почувствовать психологическую уверенность, чтобы потом было легче бороться на мировом уровне.

Что самое сложное в работе спортивного комментатора?
Сергей Медведев: Всегда быть в теме, на ее острие. Знать даже настроение, с которым тот или иной гребец выходит на старт. Это сложно. Однако я чувствую ответственность не только перед зрителями, но и перед спортсменами. Они же все слышат - даже когда мчатся по дистанции. Слышит весь водный стадион. Слышат те, кто выходит на разминку. И важно не помешать гребцу "прогнаться", не ляпнуть чего лишнего. Да, спорт в какой-то степени шоу, но любой из тех, кто выходит на старт, прежде всего решает важные для себя задачи, для них это работа и нельзя им навредить. Даже если человек не попал в призеры, всегда важно его поддержать.
И я не хочу говорить в эфире просто ради того, чтобы говорить. Комментаторы не должны заполнять собой весь эфир и красть эмоции у зрителей. Нельзя мешать им наслаждаться зрелищем. Про боксеров, например, ходят смешные анекдоты, которые они сами с удовольствием рассказывают. А у гребцов есть?
Сергей Медведев: Наверное, нет, иначе бы я знал. Зато анекдотичных историй масса. Однажды экипаж двойки (по-моему, чехи) выиграл чемпионат мира и решил немедленно отпраздновать победу. Сидевший сзади взял весло как копье и решил кинуть его подальше, выплеснуть эмоции. Но, когда бросал, затянул движение, ручка на конце весла шандарахнула по голове партнера, и оба вывернулись в воду!
Много замечательных историй рассказывала моя бабушка Фаина Константиновна Кузнецова, заслуженный тренер РСФСР, воспитавшая олимпийскую чемпионку 1976 года и серебряного призера ОИ-1980 в байдарке-двойке на 500 метров Галину Крефт-Алексееву. Ну вот, хотя бы одна из них. После войны народ в Ленинграде постепенно возвращался к мирной жизни и занятиям спортом. Однажды байдарочники и каноисты вышли на тренировку на реке Нева. Бабушка вспоминала: "Слышим, с моста милиционер кричит каноистам: "Уважаемые граждане, сядьте в своих лодках! В лодках нельзя стоять!" Каноисты, стоявшие с веслом в руках на одном колене, просто онемели.
Что выделяет греблю на фоне других видов спорта?
Сергей Медведев: Сложно ответить сходу. Когда я брал интервью у норвежского байдарочника, двукратного олимпийского чемпиона Эйрика Вероса Ларсена, он сказал, что больше всего в гребле ценит следующее: девять спортсменов, выстроившихся в ряд на старте, в честной борьбе все вместе соревнуются с водной стихией. Она может преподнести все, что угодно: в первом заезде будет тихо и без осадков, а в третьем - подует встречный ветер и пойдет дождь. У берегов волна одна, в середине канала другая. Где еще такое встретишь?
Ключевой вопрос
Приведите аргументы в пользу гребли для родителей, которые в раздумье, в какую спортивную секцию отдать своих детей.
Сергей Медведев: Легко! Во-первых, это занятия на свежем воздухе, это закалка организма и гармонично развитая фигура. Во-вторых, гребцы на тренировках могут не только грести, но также играть в футбол, волейбол, баскетбол, зимой гонять на лыжах, плавать в бассейне, то есть быть разносторонне развитыми в спортивном плане. Это разнообразные тренировки, и каждая не похожа на предыдущую. Здесь закаляется характер и вырастает человек, который готов справиться с любой ситуацией.