В Красноярске прошел фестиваль Дмитрия Хворостовского

Фестиваль, возникший в Красноярске в 2019 году как эпитафия Дмитрию Хворостовскому - всемирно знаменитому и любимому баритону, родившемуся на берегу Енисея, по традиции проходит осенью, беря старт в день рождения певца и далее представляя события форума несколько недель кряду. Нынешний фестиваль обещал максимально разнообразную афишу, в основе которой - концерты звезд с мировыми именами, но различные обстоятельства внесли существенные коррективы в ожидания публики.

В Красноярске прошел фестиваль Дмитрия Хворостовского
© Российская Газета

В этом году, как и в прошлом, фестиваль открывал в Большом зале Красноярской филармонии его друг, сегодня столь же знаменитый певец Ильдар Абдразаков. Правда, сменив амплуа, он в этот вечер встал за дирижерский пульт. Под его руководством прозвучало духовное песнопение Россини Stabat Mater. Начало фестиваля получилось уже очень лаконичным, но молитвенным.

Следом фестиваль переместился на подмостки оперного театра, носящего имя Хворостовского. Давали "Бориса Годунова" Мусоргского (режиссер Ирина Лычагина): в заглавной партии Ильдар Абдразаков, за пультом также специально приглашенный - дирижер Феликс Коробов. Высший класс, что в афишу фестиваля спустя четыре года, когда на фестивале была представлена премьера "Дон Жуана" Моцарта, вернулся оперный спектакль. Ведь это интересно не только публике, но важно и солистам театра получить возможность сотрудничества с признанными коллегами, большими мастерами. Иначе как в стране рождаться новым Хворостовским?.. Жаль, безусловно, что спектакль был лишь один. Но надо отдать должное гостям: они не поскупились и провели открытую репетицию для студенчества. И, конечно, театральную премьеру фестиваля - а у Дмитрия Хворостовского в репертуаре было около трех десятков ролей - следовало бы сделать ежегодным правилом.

Из нового, что появилось в фестивальной программе, так это, прежде всего, региональные маршруты. Впервые жители Норильска, Ачинска, Канска, Зеленогорска, Минусинска, Абакана смогли вживую соприкоснуться с высоким вокальным искусством. Главным героем этого начинания стал известный баритон Василий Ладюк - единственный из солистов, кто дал "главный" концерт в Красноярске и отправился в путешествие по другим городам края.

Основу подобных фестивалей во всем мире, безусловно, составляют концерты звездных гастролеров. И в истории красноярского форума есть выступления изумительных заморских гостей. Например, единственный визит в Россию великолепной Дианы Дамрау. Приезжали в Сибирь и иные коллеги Хворостовского - Анджела Георгиу, Хуан Диего Флорес, Витторио Григоло.

В этом году концертная часть фестиваля не задалась практически с самого старта. Именитый итальянский баритон Амброджо Маэстри не приехал. Выступление уругвайского певца Эрвина Шротта было задумано в дуэтном формате. Однако сначала с афиши исчезло имя мексиканца Рамона Варгаса, а следом и итальянца Фабио Сартори. В последний момент на подмогу примчалась прекрасная Василиса Бержанская, но, естественно, выступить в теноровом амплуа она не могла…

Концерт Аиды Гарифуллиной уже проходил в театре, а не в филармонии. Аида Гарифуллина и Дмитрий Хворостовский не выступали вместе в оперных спектаклях. Но она была его Татьяной в сцене из "Евгения Онегина" в одном из концертов многосерийного проекта "Хворостовский & Friends". Пела с ним дуэтом даже музыку Игоря Крутого. А главное, так распорядилась судьба, разделила с Дмитрием Хворостовским его последний в жизни концерт 22 июня 2017 года на фестивале "Летняя ночь" в Австрии на открытой сцене у замка Графенегг… Аида ныне пела совсем немного для подобного вечера. А несколько номеров совпали с программой концерта Шротт - Бержанская, что удивительно в рамках единого фестиваля. Еще одним концертом в театре стало гала-представление, посвященное столетию Ирины Архиповой. Оно было гораздо более скромным по антуражу, но много более близким к идее фестиваля. Ведь именно Ирина Константиновна открыла таланты почти всех наших певцов, в том числе и Дмитрия Хворостовского, получивших международное признание самого высокого уровня во второй половине ХХ века. Самой яркой звездой гала стала солистка Михайловского театра Олеся Петрова.

Финальным аккордом фестиваля оказалось выступление легендарной южнокорейской сопрано Суми Чо, с которой Дмитрий Хворостовский часто концертировал и приятельствовал. Но, увы, ход времени остановить нельзя. И сегодня каждый выход на сцену певицы превращается в акт милосердия аудитории. Закрывать фестиваль, как и в прошлом году, должен был Симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева, вместе с которым Дмитрий Хворостовский нередко пел не только в Петербурге, но и в Нью-Йорке. Но по официальной версии, из-за изменения гастрольного графика маэстро и коллектива визит перенесен на весну 2026 года пока даже без конкретной даты. Может, в итоге он станет и открытием уже следующего фестиваля "Хворостовский".