Легальный допинг! Как Серена и Винус Уильямс всю карьеру играли на запрещённых препаратах

Об этом никто не узнал бы, если бы пять лет назад хакеры не взломали базу антидопингового агентства.

Серена Уильямс всю карьеру играла на допинге
© LARRY MARANO/GETTY IMAGES

Осенью 2016 года в мире спорта разгорелся очередной допинг-скандал. Группа хакеров Fancy Bears получила доступ к закрытым документам всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и опубликовала эти данные. Выяснилось, что целая группа спортсменов, среди которых были сёстры Серена и Винус Уильямс, получили специальное разрешение ВАДА на применение запрещённых препаратов, то есть по сути легально принимают допинг.

Как стало известно из этих документов, Серене разрешили использовать оксикодон, гидроморфон, преднизон, преднизолон и метилпреднизолон в 2010, 2014 и 2015 годах. Первые два лекарства – это мощное обезболивающее, содержащее опиоиды. Остальные – это глюкокортикостероиды, которые влияют на гормональный фон спортсменов. Эти противовоспалительные средства обычно запрещены к использованию во время соревнований.

Старшая из сестёр Винус тоже получила разрешение на использование этих же противовоспалительных препаратов и лекарств от астмы. В 2011 году у Уильямс-старшей диагностировали синдром Шегрена – это тяжёлое аутоиммунное заболевание, которое поражает соединительную ткань, вызывает мышечную и суставную боль, а также упадок сил. Сразу после опубликования тайных документов ВАДА Винус Уильямс в своих соцсетях выступила с заявлением, где сообщила, что решение по её делу принимала группа независимых врачей, которые были «абсолютно беспристрастны и не имели никаких причин давать поблажки и конкурентное преимущество».

Как же такое возможно, чтобы эти теннисистки много лет употребляли запрещённые для всех спортсменов препараты? Очень просто – Серена, Винус и некоторые другие атлеты оформили так называемые терапевтические исключения (TUE) от ВАДА. Обычно информация о подобных исключениях является элементом врачебной тайны и поэтому никогда публично не разглашается. Неудивительно, что долгое время спортивная общественность не подозревала, что сёстры играют на сильнодействующих препаратах. И когда вся история о TUE вылезла наружу, сестёр, естественно, забросали вопросами на эту тему. Реакция Серены не всегда была спокойной.

Шарапова, Кафельников, Медведев: российские теннисисты с самыми высокими призовыми

Вскоре после появления вскрытых документов ВАДА Серена во время интервью французскому ТВ, услышав вопрос о TUE, просто встала и ушла. Весной 2018 года во время своего первого Индиан-Уэллса после декретного отпуска Уильямс-младшую снова спросили о терапевтических исключениях. В частности, журналиста интересовал эпизод в карьере Серены, когда она во время победного для себя «Ролан Гаррос» — 2015 якобы вовремя не оформила TUE для применения запрещённых препаратов. Услышав этот вопрос, американка выдала целую тираду: «Я принимала допинг, потому что вовремя не оформила TUE? Я никогда не сдавала положительных допинг-проб. У меня всегда были терапевтические исключения. Иди и проверь. Они были просрочены? Нет-нет-нет. Я бы не смогла играть на «Ролан Гаррос», если бы не получила TUE, потому что в том году я была невероятно больна. Я всегда была удивительно честной спортсменкой и всегда гордилась этим. Не хочу, чтобы когда-то пришлось говорить своей дочери, что её мама – обманщица. Если кто-то хочет победить меня, то пусть сделает это в честной борьбе».

Надо сказать, что сёстры Уильямс – не единственные представители тенниса, которые получили TUE. В это число попал, например, Король грунта Рафаэль Надаль. Согласно данным, опубликованным хакерами, в 2009 году испанец получил разрешение на использование бетаметазона – стероида, который помогает уменьшать воспалительный процесс. Также испанцу было разрешено использование кортикотропина в 2012 году, когда он залечивал новую травму колена и не принимал участия в официальных соревнованиях на протяжении шести месяцев.

Американка Бетани Маттек-Сэндс получила от Международной теннисной федерации (ITF) терапевтическое исключение на использование гидрокортизона и дегидроэпиандростерона – стероидного гормона. Однако ВАДА не разрешило ей использовать последний препарат. Американская теннисистка обращалась в Спортивный арбитражный суд (CAS), но и там получила отказ. Петра Квитова из Чехии страдает астмой, поэтому ей было разрешено использовать два препарата – альбутерол и формотерол. Разрешение она получила в 2009 году, и с тех пор никаких изменений не произошло.