Волгоградская теннисистка поделилась эмоциями от перемен в спорте

Волгоградка Наталья Вихлянцева входит в число сильнейших российских теннисисток, она не раз становилась участницей престижных турниров, выступала за национальную сборную. В интервью «Волгоградской правде.ру» Наталья рассказала о шутках первой ракетки России Даниила Медведева на корте, каков на самом деле Стефанос Циципас и другие знаменитые спортсмены, а также как западные санкции повлияли на организацию соревнований.

Волгоградская теннисистка поделилась эмоциями от перемен в спорте
© Волгоградская правда

На мои ответы люди реагируют адекватно

– Наталья, как известно, теннисисты все же имеют возможность участвовать в международных турнирах, но есть и определенные ограничения.

– Да, нас допускают до личных соревнований под нейтральным флагом, командных турниров для нас сейчас нет. И нельзя демонстрировать принадлежность к государству через изображение флага, другую государственную символику, иным способом. Теннис всегда был индивидуальным видом. Главное, какой ты человек.

– То есть в общении с людьми из мира тенниса мало что изменилось?

– В теннисе ты знаешь многих людей. С одними играл, с другими тренировался. Русскоговорящие на турнирах записывались в пары, тренировались вместе. Например, в Дубае был стотысячник, и я разминалась с украинкой Дашей Снигур, которая выиграла в итоге этот турнир. Я же там проиграла уже в первом круге и хотела пару дней немножечко отдохнуть. Но Даша попросила потренироваться с ней, и я согласилась. А потом на другом турнире хотела поздравить ее с днем рождения, но она прошла, не поздоровавшись, и я поняла, что теперь нужно по-другому отношения выстраивать. А вообще на соревнованиях теперь случается, что приходят специально болеть против нас.

– Отношение к тебе других игроков тоже стало иным?

– Нет, в основном с кем дружил, общался, особенно с француженками, все по-прежнему, и я была этим приятно удивлена. Возможно, такой контакт сохранился благодаря тому, что хорошо знаю французский. Люди интересуются происходящим, спрашивают, какая у нас ситуация. Реагируют на мои ответы адекватно. Звездная болезнь прошла очень быстро

– Представляю, насколько трудно тебе сейчас перемещаться по миру, чтобы участвовать в соревнованиях.

– О, да! И раньше это было непросто. Потому что не знаешь, как далеко продвинешься в турнире, когда брать обратный билет. А теперь еще более сложный квест. Тем более что вариантов перемещения стало намного меньше. Или вылетаю через Стамбул, или через Ереван. Еще одна возможность – Финляндия. 

– Сколько стран ты уже посетила и куда больше всего хотелось бы вернуться?

– Стран сорок, наверное, уже набралось. В Австралии была много раз, в США, в Европе много турниров проходило, а вот в Южной Америке – ни разу. Куда хотелось бы вернуться? Мой дом – Волгоград, Россия. Сюда и хочется всегда вернуться. А если вспомнить теннисные академии, в которых я занималась, то ближе Франция, а не США.

– Какая она вблизи, эта теннисная элита, частью которой ты стала?

– Когда впервые оказалась на Australian Open, то к нашим олимпийским чемпионкам Рио-2016 Кате Макаровой и Лене Весниной, к другим именитым спортсменкам обращалась на «вы». Пока Катя Макарова не сказала: «Наташа, обращайся на «ты», ты же одна из нас». Все равно мне это не сразу удалось. Только когда сыграла за сборную на Кубке Федерации, постепенно перешла на «ты». Те же Лена, Катя или капитан сборной Настя Мыскина всегда готовы помочь, посоветовать. Они все очень искренние и добрые.

– Что скажешь о Медведеве, Рублеве, Хачанове?

– Мы одного поколения. Даня Медведев – очень общительный. Когда просят с ним сфотографироваться или дать автограф, всегда готов. С Кареном Хачановым и его женой отлично общаюсь. Андрей Рублев – позитивный человек. У него никогда не было звездности, вообще никогда.

– А с тобой такое случалось?

– Очень быстро прошло. (Смеется). В Нью-Йорке узнала, что на мой матч пришел агент. Матч идет, многое получается, в какой-то момент удалось здорово сыграть укороченный, и вот я иду к сетке и замечаю, что сама себя нравлюсь. (Смеется). Вполне логично, что с этого момента моя игра развалилась и матч, в котором я вела, проиграла с треском. А вообще многое зависит от окружения. Важно, чтобы кто-то вовремя снял с тебя корону или ты сам догадался это сделать. Не всем же быть идеальными героями

– А с легендами довелось общаться?

– Когда играла мой первый Australian Open среди юниоров, впервые вживую увидела Федерера. Мы стояли у стенки, и он прошел мимо. И в этот момент словно время остановилось. Общения у нас не было, но на Уимблдоне удалось вместе с ним сфотографироваться. Что меня тогда поразило: к нему стояла целая очередь, чтобы дождаться окончания его тренировки и сделать фото на память. Он около каждого остановился, посмотрел в камеру, улыбнулся, пожелал удачи. Вот такой чемпион, такой человек. У него не так много времени, но он находит его для каждого, понимает, что может на время осчастливить людей. А гениальный Рафа (Рафаэль Надаль – испанский теннисист) или Маша Шарапова, с которой я играла выставочный матч перед Уимблдоном?! С тех пор мы с ней обязательно здоровались при встрече, спрашивали, как дела. В теннисе есть негласное правило: если человек ведет себя достойно, ему немножко открывают двери. И тогда удача на его стороне. Но всегда нужно знать, как себя вести, давать отчет своим словам, поведению. Если даже играешь против неприятного соперника, нельзя показывать эмоции и опускаться ниже своего уровня.

– А как же быть, к примеру, с греком Циципасом?

– Думаю, дело в образе, который он выбрал. Знаю его по академии Патрика, у которого мы вместе тренировались одно время. Степа – хороший человек, но иногда имидж играет слишком большую роль. В жизни Степа другой. А Даня Медведев?! Помню, играли в Германии, и Даня по ходу матча вдруг начал грунт копать ракеткой, другие смешные вещи творил… Не всем же быть такими идеальными героями, как Федерер. Есть и другие не менее замечательные роли. Не спешите к великим тренерам

– С такой любовью и уважением рассказываешь о мире тенниса, что совершенно очевидно: ты счастлива быть его частью.

– Это так и было всегда. Когда начинала, для меня это было просто хобби и никогда родители не тащили меня на тренировку на аркане. Не вмешивались в тренировочный процесс, не просили об особых условиях. Все шло естественным путем, как и с обучением французскому, – мне это нравилось. А вообще, для достижения в спорте успеха многое зависит от единения тренера, спортсмена и его родителей.

– У тех, кто только в начале пути, сейчас трудный период: нет возможности участвовать в международных турнирах, сложности с академиями.

– Теннис – это огромный труд, и не все гладко получается. Но если ребенок горит этим, никто не заставляет, но и не мешает, а только немного помогает – должно получиться. Недавно в Волгограде на праздник Олимпийского дня пришли великие чемпионы, которых у нас очень много. Уверена, глядя на них, у мальчишек и девчонок желания добиться самых высоких целей прибавилось. Что касается великих тренеров и академий, я до 15 лет играла только в России. Так что опыт, который сейчас нарабатывается, непременно скажется. Далеко не всегда первыми приходят к финишу те, кто раньше стартовал.

Досье «СПОРТ-ТАЙМ»

Наталья Константиновна Вихлянцева родилась 16 февраля 1997 в Волгограде. Теннисом занимается с 7 лет, первый тренер – Елена Дмитриева. Победительница трех турниров ITF (два одиночных и один парный). В сборной России дебютировала в матче II Мировой группы в 2017 году против сборной Тайваня.  Высшее место в одиночном рейтинге – 54-е (23.10. 2017). Студентка ВГАФК.