Войти в почту

«Наша задача — наставлять и помогать»: как проводят занятия тренеры в столичных реабилитационных центрах

30 октября в России отмечается День тренера. Представители этой профессии являются одновременно и педагогами, и наставниками, и помощниками в достижении цели, и партнерами в тренировках. Для людей с ограниченными возможностями здоровья тренер играет важную роль в реабилитации: помогает снова начать вести активную жизнь, вернуться в социум и реализовать себя. Рассказываем, как тренеры столичных реабилитационных центров работают с москвичами с инвалидностью.

«Наша задача — наставлять и помогать»: как проводят занятия тренеры в столичных реабилитационных центрах
© Вечерняя Москва

В Центре реабилитации и образования № 7 большое внимание уделяется занятиям спортом. Ребята выполняют упражнения на разные группы мышц, работают над личностными качествами, учатся преодолевать трудности и стремятся побеждать. Все это невозможно сделать без помощи хорошего наставника.

— Имея тренерский опыт, я могу предугадать и подставить свое плечо ребенку с особенностями здоровья в трудной ситуации на занятии. Объяснить, как можно сделать по-другому, чтобы у него получилось упражнение. Для меня важен результат, и это же стараюсь воспитывать в детях. Упорство в достижении цели в дальнейшем очень помогут в жизни, — отмечает Наталья Сапелкина, педагог ЦРО № 7, чемпион России по мини-футболу.

Сотрудники Центра реабилитации и образования № 7 не только помогают ребятам в занятиях спортом, но и сами участвуют в спортивных состязаниях.

Ольга Костина — тренер по настольному теннису в Реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физкультуры и спорта.

Совсем недавно Ольга получила медаль «За заслуги перед Отечеством» 1 степени. В стенах РЦИМФКиС женщина подготовила паралимпийскую чемпионку по настольному теннису (Паралимпиада в Лондоне) Раису Чабанику: кроме этой победы была еще и бронза на Паралимпиаде в Токио, неоднократные победы на чемпионатах Европы и мира.

Таким высоким спортивным результатам, конечно, предшествовала ежедневная работа. Были испробованы все методы подготовки, найдены самые оптимальные, подходящие Раисе.

Сама Ольга пришла в настольный теннис не сразу. В детстве занималась фигурным катанием, именно в этом спорте она поняла, что такое соревнования и вкус победы. После травмы искала себя в плавании и даже в каратэ, а потом увидела, как профессионалы играют в настольный теннис, смогла почувствовать, насколько это увлекательная игра. Хотя Ольге в то время было 12, а в этом возрасте дети уже имеют спортивные разряды и соревновательный опыт, ее было не остановить. Попала в секцию и больше не уходила из своего спорта.

— Настольный теннис — удивительно динамичная игра. Она поражает своей вовлеченностью. Однажды взяв в руки ракетку и маленький мячик — совсем не важно, хорошо вы это делаете или не очень — игра сразу захватит вас, и вы уже не сможете остановиться. Это вид спорта, который доступен в любом возрасте, с любым уровнем подготовки. Вы можете принимать участие в соревнованиях самого высокого ранга, а можете играть во дворе с друзьями или на отдыхе. Настольный теннис является хорошим средством реабилитации людей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, а также ментальные особенности, — говорит тренер.

Однажды в группу, которую тренировала Ольга, где были здоровые и спортивные дети, привели девочку с ограничениями по здоровью. Она занималась упорнее других, но все равно проигрывала здоровым спортсменкам. В какой-то момент ее родители решили, что в занятиях нет большого смысла. Ольга не могла этого допустить. Она организовала для своей ученицы участие в соревнованиях для людей с ограниченными возможностями здоровья. И девочка, Ольга Комлева, победила в них, стала чемпионкой России.

Елена Трофимова, инструктор ЛФК Центра реабилитации инвалидов «Красная Пахра», долгое время работала в больницах, но нашла себя именно в реабилитации, в лечебной физкультуре.

— Занятия ЛФК мы рассматриваем не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности и личных достижений, — объясняет Елена. — Иногда человеку сложно вести социальную жизнь не столько из-за ограничений в здоровье, сколько из-за неуверенности в собственных силах, отсутствия мотивации общаться с другими. Мы стараемся найти подход к каждому человеку. Например, при ДЦП уделяем внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим проблемам со здоровьем. При профилактической задаче выполняем упражнения, направленные на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.

В Реабилитационно-образовательном центре № 76 лечебная физкультура сопровождает все этапы лечения сколиоза. Занятия направлены на укрепление мышц спины, выработку правильной осанки, повышение силовой выносливости мышц и тренировку общей координации движений, что создает условия для восстановления правильного положения тела, искривление имеющихся дефектов.

Занятия ЛФК входят в сетку основного расписания и являются полноценным уроком-процедурой. За каждым инструктором закреплены классы, которые инструктор ведет не один год.

Всего в системе соцзащиты Москвы работают 8 реабилитационно-образовательных центров и 10 реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.