Войти в почту

«Теннис в России остается элитарным видом спорта» – основатель теннисного клуба Discovery Arena в Новосибирске

– Светлана, расскажите, чем вы занимаетесь и в чем ваше главное отличие от остальных спортивных клубов.

«Теннис в России остается элитарным видом спорта» – основатель теннисного клуба Discovery Arena в Новосибирске
© Bfm.ru Новосибирск

– Я развиваю экосистему спортивных проектов Discovery Arena – это теннисный клуб и университет спортивных профессий. Нашим основным направлением является обучение тренеров по всему миру. У нас насчитывается 800 студентов из 13 стран. Мы присутствуем на рынке четыре года и сейчас дополнительно запускаем спортивный стартап – бренд спортивной одежды.

В прошлом я сама была профессиональной спортсменкой, мечтала стать олимпийской чемпионкой. Постепенно мое увлечение трансформировалось в бизнес. Сначала мы целенаправленно работали только с детской аудиторией, но аналитика показала, что половина наших потенциальных клиентов – взрослые люди.

Таким образом, сейчас Discovery – это спортивный клуб с семейной концепцией и соответствующими ценностями. Наша аудитория делится ровно поровну: 50% детей и 50% взрослых. В гендерном отношении тоже наблюдается паритет. Если говорить о роде деятельности, то в основном это предприниматели и топ-менеджеры. Теннис привлекает людей с уровнем дохода средний плюс. В течение трех лет мы честно пытались сделать очень демократичный продукт, но столкнулись с тем, что окружающие к этому не готовы. Поэтому сегодня нас можно считать если и не премиальным клубом, то точно в сегменте бизнес или бизнес плюс.

Занимаясь экосистемой спортивных проектов, мы исходим из образа жизни спортсменов. Если мне не нравится, как мы их тренируем – я организовываю университет спортивных профессий. Если не устраивает, в чем играет теннисист – разрабатываю собственный мерч. Нам очень важна создаваемая нами атмосфера в клубе. Возможно, что-то получается не совсем так, как хотелось бы. Но те клиенты, которые с нами уже давно – а таких очень много – видят и ценят наши усилия.

Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск

– Кто приходит к вам заниматься – любители или настоящие профессионалы?

– Взрослая часть наших посетителей – это любители, для которых важно, в парадигме каких ценностей они живут. Они осознанно стремятся к ментальному и физическому развитию, и теннис как раз способен все это дать. Есть среди этих людей и весьма амбициозные, ставящие перед собой цель участвовать в турнирах на уровне города или даже страны.

Еще одна категория клиентов – спортивные коллекционеры, стремящиеся освоить как можно больше видов спорта. Сегодня они занимаются бегом и записываются на участие в марафоне, а завтра учатся играть в теннис. Также есть игроки, которые с возрастом приходят к нам из других видов досуга, не связанных со спортом. Для них именно теннис становится правильным досугом, которому стоит посвятить силы и время.

Но мы преследуем и более глобальную задачу: занимаясь с детьми, пытаемся выстроить методику подготовки так, чтобы через несколько лет они были способны попасть в национальную сборную. Понятное дело, что сегодняшние дни вносят огромные корректировки в наши планы, однако мне все-таки хотелось бы когда-нибудь их реализовать.

– В каком возрасте детям лучше всего начинать заниматься теннисом?

– Как и любой другой вид спорта, теннис сильно молодеет. Возраст начала занятий сильно зависит от фанатизма и амбиций родителей. Для достижения высоких спортивных результатов, к сожалению, действует принцип «чем раньше, тем лучше». Но нужно понимать, что неправильный подход может отрицательно сказаться на ребенке.

Сравнение с советским спортом тут неуместно. Спортивная школа в СССР воспитывала чемпионов методом жесткого отбора. Это была настоящая машина, перемалывающая новичков. Справился – молодец, не справился – слабак, проходи мимо. И ДЮСШ по-прежнему не заточены на сервисность. Мы же видим свою задачу в том, чтобы оторвать детей от гаджетов, показать, что у нас хорошо и весело, что нам ценен каждый, даже не претендующий на статус первой ракетки мира. Правда, в последнее время государство тоже начало осознавать плюсы такого подхода и разворачивается в сторону массового любительского спорта.

Светлана БОРОЗДУНОВА. Фото BFM-Новосибирск

Несколько лет назад я столкнулась с тем, что мы не умеем тренировать детей. Просто не понимаем, как правильно это делать, хотя методики уже созданы. Ключевой момент – заинтересовать ребенка, влюбить его в теннис так, чтобы он сам бежал на тренировки.

Мы выбрали международную программу 10s, рассчитанную на детей с четырех лет. Ее разработала Международная федерация тенниса. Корт делят на четыре части, протягивают сеточки, вручают детям уменьшенные ракетки и облегченные на 75% мячи. В итоге движения взрослого и маленького теннисиста синхронизируются – они делают одинаковое количество шагов и прилагают сопоставимые усилия. И пятилетний ребенок занимается именно игрой в теннис, а не наматыванием лишних километров.

– Представим, что человек решил научиться играть в большой теннис. Сколько времени ему потребуется, чтобы освоить этот вид спорта?

– Когда мы открывали наш клуб, я изучала аудиторию и причины, мешающие людям заниматься теннисом. Решающих моментов всего два: первый – это дорого, второй – это долго. Поэтому мы создали продукт «Научиться играть в теннис за 12 дней». И он сработал – новички после 12 тренировочных дней приняли участие в турнире.

Другой вопрос, какого уровня профессионализма вы хотите достичь. Мастерство можно шлифовать до бесконечности. Я бы сказала, что требуется до двух-трех лет.

– Какие существуют тренды в развитии тенниса? Отличается ли подход к этому спорту в России и других странах, а также внутри нашей страны по регионам?

– В 1990-е, когда наши первые лица играли в большой теннис, он считался президентским спортом. Это был пик его расцвета в России. Затем акцент внимания по понятным причинам сместился на хоккей и дзюдо. И сейчас теннис пребывает в некой стагнации, а кое-где и в падении, хотя по-прежнему считается элитным видом спорта и дает определенные возможности. Вовлеченные в него люди вхожи в избранную тусовку, разговаривают друг с другом на равных, заключают сделки и договоры. Даже если декларируемая цель новичка – похудеть, на самом деле за решением играть кроются другие мотивы.

Светлана БОРОЗДУНОВА. Фото Discovery Arena

Что касается развития тенниса в нашей стране по регионам, то можно констатировать, что за МКАДом его практически нет. Существуют немногочисленные исключения – Питер, Казань, Екатеринбург, Тюмень. Если строятся теннисные клубы где-то еще, то, как правило, благодаря исключительному энтузиазму отдельных владельцев или фанатичных тренеров.

Для повсеместного развития тенниса требуется огромная государственная работа. Федерация тенниса России, региональные федерации, спортивные клубы должны объединять свои усилия. Если мы действительно хотим популяризовать этот спорт, в том числе среди детей, то конкуренции здесь не место.

Вот вам простая статистика: в США 3% населения играют в теннис. Для сравнения, у нас пять лет назад столько же занимались куда более демократичным фитнесом. Вообще несоизмеримые показатели, особенно если вспомнить, что в Штатах живет в два раза больше человек. Но есть надежда, что ситуация будет улучшаться. В России растет спрос на здоровый образ жизни, президент поставил задачу, чтобы до 70% россиян были вовлечены в спорт на регулярной основе. Так что теннис тоже должен прибавить, и мы видим это на примере своего клуба.

– Чем можно объяснить, что помимо Москвы теннис получает развитие в названных вами городах? И способен ли их догнать Новосибирск?

– В Татарстане хорошо развита спортивная инфраструктура, работает очень сильная Казанская академия тенниса. Санкт-Петербург – наша северная столица, с инфраструктурой там тоже все в порядке. Теннис в Екатеринбурге прогрессирует за счет частных инвесторов. В целом росту способствует государственно-частное партнерство.

Фото Discovery Arena

Также развитию тенниса напрямую способствует рост платежеспособности населения. Чтобы теннисный клуб выглядел привлекательно для инвесторов, он должен окупать вложения. Это достигается за счет стоимости тренировок, абонементов. Понятно, что уровень зарплат в перечисленных городах выше, чем в среднем по стране.

Прежде чем открыть Discovery Arena в Новосибирске, я посетила лучшую теннисную академию мира Mouratoglou во Франции, где тренируются первые ракетки мира, такие как Сирена Уильямс и Новак Джокович. Посмотрела, как у них все устроено, и поняла, что ничего сверхъестественного там нет. В своем проекте я во многом равнялась на российскую фитнес-индустрию, одну из сильнейших на планете.

А в прошлом году мы решили строить летние корты, и я объездила практически все лучшие клубы России. Когда нам до этого говорили, какие мы классные, я и не представляла, насколько это правда. Но оказалось, что мало кто в теннисе заморачивается так, как Discovery Arena. Мы построили раздевалки повышенной комфортности с сауной, оборудовали детскую игровую комнату и VIP-переговорку, организовали отдел продаж и маркетинга. Также особое внимание уделяем собственному коллективу. Теннис – индивидуальный вид спорта. Несмотря на это, наша цель – создать команду тренеров, которые могли бы чувствовать поддержку друг друга.

Сейчас мы работаем над созданием единой методики. Будучи в командировках, я увидела, что каждый тренер тренирует своих подопечных так, как его самого тренировали 20 лет назад. В плане стандартов этот рынок очень далек от цивилизованности. И если дети у нас занимаются по системе 10s, то со взрослыми новичками еще никто толком не научился работать.

Фото Discovery Arena

Наше ноу-хау – в том, что мы, пожалуй, одними из первых начали системно работать с большими группами. Но при этом столкнулись с тем, что мало кто умеет их тренировать. Методика преподавания тренировочного процесса заточена на взаимодействие с одним или двумя спортсменами. Как работать с группой из четырех, пяти или восьми человек – российские тренеры плохо представляют.

– Одно из направлений вашей деятельности – университет First Place, позволяющий получить спортивное образование онлайн. Как вы пришли к этой идее?

– Мы создали университет спортивных профессий First Place, потому что с первого года работы Discovery Arena столкнулась с невозможностью набрать команду, подходящую и по профессиональным качествам, и по ценностям. Причем это проблема в масштабах всей страны. Как я уже говорила, оказалось, что многие тренеры не владеют современными методиками и преподают так же, как их самих учили десятки лет назад. По этой причине я не могла гарантировать безопасность своим клиентам.

Мы всюду искали людей, способных с этим помочь, привозили экспертов, приглашали на их выступления конкурирующие клубы, чтобы расти всем вместе. Один из спикеров был спарринг-партнером Марии Шараповой (первая ракетка мира в отдельные периоды 2005, 2007, 2008, 2012 годов), другой обучал Карена Хачанова (восьмая ракетка мира в 2019 году). А затем случился локдаун. И когда 28 сотрудников оказались без работы, я поняла, что надо придумать что-то новое. Тогда мы создали университет. Знакомые крутили у виска: «Как ты хочешь преподавать методику обучения теннису онлайн? Теннис – это 700 квадратных метров корта, а не экран компьютера».

Фото Discovery Arena

Но я не поддалась критике, и сегодня First Place сотрудничает с Федерацией тенниса России и Международной федерацией тенниса. Нам доверились 800 тренеров из 13 стран мира, и теперь они не перестают писать благодарственные отзывы. Положительные комментарии и видеообращения оставляют 85% наших клиентов. И это обучение – не просто инфокурс, наши кураторы ведут студентов круглосуточно вне зависимости от часового пояса, где бы они ни жили – в России или в Майами. В результате доходимость обучения (COR) у нас составляет 93%.

– Университет работает только в онлайн-режиме?

– Нет, формат обучения смешанный. Когда мы не можем привезти спикера, то выбираем режим онлайн. А сейчас, например, готовим оффлайн-мероприятие. У нас есть конференц-зал на 70 мест, в котором мы также проводим обучение для тренеров по теннису и другим видам спорта. С ними занимаются лучше преподаватели в своей индустрии.

– Занимаетесь ли вы сами теннисом?

– Я кандидат в мастера спорта по биатлону. Прежде в теннис не играла, потому что хотелось прежде всего выстроить качественную систему, в которую будет не стыдно привести лучших друзей. Сейчас нам удалось это сделать, поэтому пару месяцев назад я начала свои тренировки и уже успела получить настоящее удовольствие от созданных условий. Будучи владельцем, вхожу в новую для себя роль клиента.

Выражаем благодарность ресторану Federico Fellini за предоставленное время для проведения этого интервью в уютной и приветливой атмосфере.

Читайте также: «Делать бизнес на спорте могут лишь фанатики своего дела» – основатель Discovery Arena Светлана Бороздунова;

«Играть в теннис способен каждый, главное – желание»: репортаж с крупнейшего в России любительского турнира.