The Athletic рассказал о реакции Уимблдона на возвращение российских теннисистов
Во время Уимблдона нечасто можно услышать недовольный гул трибун. Самой вероятной причиной для этого может являться дождь, из-за которого останавливаются матчи.
Тем не менее никто толком не понимал, как публика примет российских теннисистов на фоне продолжающегося военного конфликта в Украине.
Понедельничное утро подарило нам ранние результаты этого теста, когда Андрей Рублев появился на корте. Россиянина встретили дружелюбно, а проводили стоячей овацией.
Однако в подтрибунных помещениях атмосфера может быть не столь теплой. Мы в курсе, что в последние месяцы на некоторых турнирах имела место холодность в отношениях между украинскими и российскими, а также белорусскими теннисистами, в то время как представители других стран предлагали идею о том, что россияне и белорусы должны осудить военные действия, чтобы получить разрешение играть на Уимблдоне.
В прошлом году, оказавшись под давлением британских властей, Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета запретил россиянам и белорусам принять участие в уимблдонском турнире. Это решение поддержали многие украинские игроки, однако большое количество представителей индустрии критиковали его – в особенности в свете того, что оно вошло в противоречие с позицией Международной федерации тенниса, а также организаторов трех других турниров «Большого шлема».
Тогда Уимблдон не побоялся рискнуть – и был за это наказан. Турнир лишили рейтинговых очков, в результате чего выступление игроков не пошло в зачет мирового рейтинга, а сам Всеанглийский клуб был оштрафован на 1 миллион долларов ATP и на 750 тысяч долларов WTA.
В марте этого года организаторы Уимблдона решили отменить запрет, что привело к тому, что WTA сократила вдвое сумму штрафа.
18 (6 мужчин и 12 женщин) россиян и белорусов попали на турнир. Самыми статусными из них являются Даниил Медведев и Арина Соболенко, в свое время выигравшие «Гранд слэмы».
Чтобы получить возможность сыграть на Уимблдоне, эти 18 игроков должны были подписать заявление о согласии принять участие в турнире в качестве нейтральных спортсменов, а также не выступать в поддержку военных действий или политических режимов, которые связаны с конфликтом. Еще одно условие заключалось в том, что они не должны получать никакой финансовой помощи от государства или госкомпаний.
Находящийся в статусе третьей ракетки мира Даниил Медведев в субботу был само очарование, назвав Уимблдон лучшим турниром в мире.
«В первый день, когда ты только приезжаешь сюда (в юниорском возрасте было то же самое), то думаешь: «Вау, должно быть, это лучшее место в мире. Кажется, что каждый цветок посажен правильно, у каждого правильный цвет. Невероятные раздевалки, отличная еда. В общем, атмосфера вокруг такая, что в первый день ты говоришь себе: «Вау, это лучший турнир».
Андрей Рублев и Дарья Касаткина открыто выступили со своей позицией после начала конфликта в феврале 2022 года. Рублев, посеянный на Уимблдоне под седьмым номером, был первым россиянином, сыгравшим свой матч в основной сетке турнира в этом году. Он также был одним из первых, кто высказался против военных действий.
Появление 25-летнего российского теннисиста встретили горячими аплодисментами на третьем корте, где он впоследствии переиграл в трех сетах австралийца Макса Перселла. После матча он заявил, что рад вернуться на турнир, хотя и повторил свою идею о том, что в прошлом году у организаторов Уимблдона были «лучшие варианты», чем простой недопуск.
«Я по-настоящему доволен, что вернулся сюда, ведь я не так много играл на Уимблдоне: вмешивались травмы, пандемия, а потом нас просто забанили. Так что, конечно, испытываю особенные чувства. Рад вернуться в Лондон, чтобы сыграть на одном из лучших турниров. Победить сегодня было здорово», – отметил Рублев.
«Если мы действительно хотим помочь и сделать то, что будет лучше для тенниса и людей, то, считаю, были лучшие варианты, чем бан. Ведь в итоге недопуск на турнир никак не помог. Год назад Уимблдон сделал себе только хуже», – добавил российский теннисист.
Дарья Касаткина, 10-й номер рейтинга WTA, приложила огромные усилия, чтобы публично заявить о своем несогласии с действиями российских властей. В прошлом году она дала интервью блогеру Вите Кравченко, в котором раскритиковала военный конфликт, сделала каминг-аут и высказалась против царящего в России отношения к представителям ЛГБТ и ограничения их прав. Видео закончилось тем, что Касаткина расплакалась из-за перспективы не вернуться на родину.
Во время «Ролан Гаррос» украинская теннисистка Элина Свитолина, располагающаяся на 76-й строчке рейтинга, отметила слова Касаткиной: «Я действительно благодарна ей за ту позицию, которую она заняла. Она по-настоящему смелый человек. Не так много игроков сказали это публично».
На прошлой неделе в Истборне, на одном из травяных турниров, предварявших Уимблдон, Касаткину обнял один из болельщиков, респектуя ей за храбрость.
«Я хочу уважать себя, когда смотрю на себя в зеркало. Если быть хорошим человеком означает пожертвовать родным домом, что ж, значит это мой выбор, – сказала Касаткина в интервью Sunday Times перед стартом уимблдонского турнира. – Объятия того человека в Истборне значат очень многое, потому что высказываться против военных действий было риском для меня, ведь мои родители по-прежнему остаются в России. Однако я не могла молчать и притворяться, что все хорошо».
Касаткина также отметила, что «ни на один процент» не жалеет о своем решении дать то интервью, а начало военной кампании она встретила в подавленных чувствах, после чего решила не скрывать свою ориентацию.
Вероника Кудерметова, посеянная под 12-м номером и победившая в первом круге эстонку Канепи в двух сетах, рассказала, что некоторые украинские теннисистки игнорируют ее.
«Я здороваюсь с ними. Говорю: «привет». Некоторые из них отвечают, кто-то – нет. Что касается публики, то ко мне очень хорошо отнеслись. Меня поддерживают. Думаю, не так важно, из какой ты страны, мы просто теннисисты. Мы приехали сюда для того, чтобы играть и постараться продемонстрировать свой максимум», – подчеркнула Кудерметова.
На последних турнирах теннисисты из России и Украины начинали таращиться в телефоны, чтобы не встречаться взглядами друг с другом. Есть определенная неловкость, касающаяся отношений между игроками из этих двух стран, а организаторы некоторых турниров намеренно старались держать их подальше друг от друга.
Отвечая на вопрос о возвращении россиян и белорусов на Уимблдон, генеральный директор Всеанглийского клуба Салли Болтон сказала: «Это правильное решение. Все эти спортсмены играют под нейтральным флагом, они подписали декларацию».
Организаторы турнира по-прежнему запрещают болельщикам приносить российские и белорусские флаги. Турнир не будет показан по телевидению в этих странах.
Некоторые теннисисты считают, что Уимблдон не пошел до конца. Они полагают, что россияне и белорусы на публике говорят то, что люди хотят слышать, а на самом деле поддерживают военные действия.
«Есть ощущение, что некоторые игроки втайне поддерживают все это. Они поддерживают, потому что это их страна. Они просто не выносят это на публику. Но политика и спорт – неразделимы. Они всегда будут связаны», – отмечала в прошлом месяце чешская теннисистка Барбора Крейчикова.
Соотечественница Крейчиковой Барбора Стрыцова сказала перед стартом Уимблдона, что теннисисты из России и Беларуси сначала должны были публично высказаться против военной кампании, а уже потом получить разрешение сыграть на турнире.
«Я бы позволила им принять участие, но вместе с тем мне хотелось бы знать, что они думают. Пусть они подпишут заявление, что они против. Тогда у нас было бы четкое понимание их позиции», – подчеркнула Стрыцова.