Геннадий Жуков: "На казанском чемпионате мы видели перспективную молодежь"
Федерация тенниса России участвует в процессе совершенствования сборников
С 19 по 21 октября в южноафриканском Дурбане пройдут "Игры БРИКС", куда из России поехали Егор Агафонов и Игорь Кудряшов, которые в начале октября были участниками чемпионата России по теннису, проходившего в Казани. Спортивная редакция "Реального времени" пообщалась по итогам чемпионата с одним из самых заинтересованных его наблюдателей, председателем тренерского совета и членом правления Федерации тенниса России Геннадием Жуковым.
"Международный календарь так составлен, что на время чемпионата России приходятся турниры в Азии"
— Геннадий Кимович, обсудим итоги завершившегося чемпионата России в Казани. На первый взгляд уровень его участников, особенно участниц, вызывает вопрос: почему в Казань не приехали спортсменки посильнее?
— Поскольку удалось отстоять процесс выступления российских теннисистов на международных соревнованиях в личном зачете, правда, без государственной атрибутики, как-то флаг, гимн, то сложилось ощущение, что нам можно играть везде, кроме командных стартов, вроде Кубка Дэвиса и Кубка Билли Джин Кинг, которые сборная России ранее выигрывала. Тем не менее личный календарь соревнований для наших спортсменов сократился. Вот несколько примеров. Самая нашумевшая история это недопуск до Уимблдона годичной давности. Затем вспомните эпизод с турнира в Польше, куда не пустили Веру Звонареву, которая туда приехала, но ее развернули прямо на таможне. И эта ситуация, когда россиян не пускают на европейские старты, особенно в этом плане отличаются страны Балтии, она сохраняется. В итоге, это объективно сократило перед нашими спортсменами возможность выбора международных стартов для участия.
— Если их не пускают за границу, приезжали бы в Казань, на национальный чемпионат.
— Нет, по названным мною причинам наши теннисисты вынуждены играть те турниры, куда их допускают без всяких козней и препон неспортивного характера, как недопуск на границе, и так далее. В связи с этим, казанский чемпионат страны не досчитывается ряда сильных игроков, поскольку международный календарь так составлен, что на это же время приходятся турниры в Азии, Китае и Японии. Та же Вероника Кудерметова выиграла турнир в Японии, также за рубежом играла вся теннисная элита страны. Эта логика и приводит к тому, что на казанском чемпионате мы видели перспективную молодежь или ветеранов, до сих пор, кстати, играющих очень прилично. Если говорить о молодых, то в Казани участвовали те же Егор Агафонов и Игорь Кудряшов, которые вскоре поедут в ЮАР для участия в "Играх БРИКС", или же две финалистки Мария Ткачева и Виктория Михайлова из Казани, обладающие очень приличным уровнем тенниса. Трагедии в том, что не приехали первые ракетки, я не вижу.
"Далеко не все молодые спортсмены занимаются самоанализом"
— В плане мужской сетки с вами можно согласиться, но среди девушек первой ракеткой была та, которая стоит в четвертой десятке сильнейших теннисисток страны. Это я говорю, не акцентируя на фамилиях.
— Но то, что она занимает такое место не означает неумение играть, достаточно посмотреть на итоговые результаты. Нюанс заключается еще и в том, что у нас есть ряд приличных игроков, не претендующих на международные достижения, но обладающих стабильно высоким классом игры. Можно стоять пятидесятым в рейтинге, а по факту обладать возможностью обыгрывать если не всех, то половину первой десятки. Посмотрите на женскую десятку России, про Кудерметову я уже говорил, Александрова, Касаткина, Самсонова, все сейчас задействованы на международных турнирах. Дополнительным подтверждением моих слов является то, что первые ракетки казанского чемпионата вылетели на старте, уступая даже несеяным ракеткам. Как участники татарстанского "дерби" с участием Марата Шарипова и обладателя уайлд-кард Тимура Киямова. Да, Киямов не входил в число сильнейших перед стартом, но кто скажет, что уровень игры этого опытного мастера не позволял ему быть достойным участников наших стартов? Есть еще одно объяснение, что Марат Шарипов выступил неудачно в личном разряде, поскольку совсем недавно он пережил тяжелую потерю, у него скончался отец. Разговаривая и с ним самим, и с его мамой, я понимал, что он подходит к чемпионату в не лучшем эмоциональном состоянии, надо отдать должное Марату, что он собрался, и выиграл чемпионат в парах, высоко продвинулся по турниру в миксте.
— Касаемо Киямова, я обратил внимание, что Тимур подошел к вам, чтобы обсудить нюансы своей игры, совместно проанализировать недостатки, что, мне кажется, не свойственно большей части нынешних юниоров, которые сыграли, и тут же хватаются за телефон, безотносительно вида спорта, которым занимаются.
— Вынужден признать, что и в теннисе далеко не все молодые спортсмены занимаются самоанализом, и та картинка, свидетелем которой вы были, когда Тимур подошел и делился впечатлениями от игры в паре, она редкая. Хотя не исключаю, что молодые могут заниматься самоанализом, общаясь с более опытными партнерами, а не с людьми нашего возраста.
"Шарипов и Симакин попробовали в каких-то турнирах сыграть в паре"
— Раз уж мы затронули вопрос о парах, то, я заметил, что казанец Шарипов играл со своим партнером, а альметьевец Симакин со своим, и их напарники представляли другие регионы. С учетом соревнований в федеральных округах, для сборной Татарстана, наверное, выгоднее было бы составление пары, полноценно представляющей нашу республику.
— Если говорить о выгоде, то она заключается как раз в том, чтобы спортсмены играли порознь, тогда у руководства сборной появляется возможность претендовать на завоевание сразу двух медалей. Но в национальном теннисе, собственно, как и в международном, наблюдается та же картина, когда пары составляются из учета личных симпатий, поскольку успех в парном разряде зачастую достигается взаимодополняемостью спортсменов на корте, а не суммой имеющегося у каждого из них уровня мастерства. Отмечу, что это достигается опытным путем.
— Братья Симакины — это участники чемпионата России, представляющие Альметьевск, и это выполнение той части задачи по развитию тенниса в городах Татарстана, а не только в его столице.
— Именно так, и в развитии тенниса Казань и Альметьевск двигались параллельно, через проведение крупных турниров, здесь чемпионат России, в Альметьевске Кубок страны. Тот же Альметьевск подготовил, к примеру, Виолетту Бородину, очень перспективную девушку, которая, увы, закончила с теннисом. И в том, и в другом городе были построены базы, на которых можно работать, разница только в такой важнейшей составляющей, как тренерские кадры. Мы же с началом нашего проекта по развитию тенниса в республике, которому в этом году исполнилось 10 лет, делали упор на то, чтобы решать и эту проблему.
"Казанская школа тенниса объективно была сильнейшей в республике"
— Геннадий Кимович, я хотел бы затронуть тему юбилея чуть позже, но, раз уж вы сами к ней подошли, можно сказать, что со стороны вас могут поздравить с 10-летним юбилеем с начала развития проекта, а можете ли вы сами поздравить себя с его промежуточными итогами?
— Если представить, что завтра нам пришлось бы готовить отчет об итогах, то, как говорится, мы спокойно подготовили бы справочный материал о достигнутых результатах как на международной арене, так и на внутренней, более того, в сочетании этих результатов, с чего я и начинал наше интервью, когда одновременно одна спортсменка, как Вероника Кудерметова, может выигрывать титулы на международном старте, а другие завоевывать в те же сроки медали, золотые, и не только на чемпионате страны.
Если же разделять эти результаты на города и регионы, то надо понимать, что Казань изначально была в привилегированном положении, поскольку здесь объективно сильнее тренерская школа, поэтому костяк сборной республики составляли и составляют казанские игроки, плюс приехавшие в столицу нашей республики.
Надо объективно подходить к таким вещам, что регионы на данный момент способны только найти перспективного спортсмена и довести уровень его игры до такой степени, что потом он должен переехать в Казань, чтобы расти здесь.
— В Казани можно прогрессировать до международного уровня?
— Более того, следует признать, что и у Казани не всегда хватает ресурсов, чтобы помогать качественно растить наших нынешних лидеров, находить таких тренеров и спарринг-партнеров, чтобы давали новый толчок к развитию. Это уже к вопросу о переходе к тренировочному процессу в составе сборной России, где есть конкуренты соответствующего уровня, плюс тренинг в зарубежных академиях тенниса.
Так происходит не только с татарстанскими спортсменами, в других регионах тоже перспективная молодежь начинает, затем перебирается в Москву, Московскую область, где есть совсем другие возможности для достижения прогресса. Более того, федерация тенниса России активно участвует в процессе совершенствования членов юниорских сборных страны, проводя сборы в Бодруме, Цахкадзоре, организуя турниры, финансово помогая.
(Окончание следует)