Войти в почту

Геннадий Жуков: "Мы занимаемся взаимодействием с новыми территориями"

Председатель тренерского совета и член правления Федерации тенниса России — об итогах чемпионата страны

Геннадий Жуков: "Мы занимаемся взаимодействием с новыми территориями"
© Реальное время

Во второй половине октября в южноафриканском Дурбане пройдут "Игры БРИКС". Из России на соревнования направились Егор Агафонов и Игорь Кудряшов, которые в начале октября были участниками чемпионата России по теннису в Казани. По итогам чемпионата спортивная редакция "Реального времени" продолжила разговор с одним из самых заинтересованных его наблюдателей, председателем тренерского совета и членом правления Федерации тенниса России Геннадием Жуковым.

"Марат Шарипов вошел в число 500 лучших теннисистов мира"

— Сестры Кудерметовы — Вероника и Полина — своими успехами зачастую приковывают большую часть внимания к себе, и тяжело уследить за выступлениями остальных членов сборной Татарстана, не находясь постоянно в курсе теннисных событий. Как развиваются проекты с комплектованием сборной республики? И что с теми спортсменами, которые совсем недавно входили в число сборников, как Бородина?

— Я хотел бы начать с тех сборников, которые показывают результаты на первенствах страны, турнирах "Олимпийские надежды России", международных турнирах по своему возрасту, но, как часто это и бывает, есть возрастные группы, где результаты пока слабее. Если говорить о перспективных, то отмечу девочек 14-15 лет, как Влада Гурылева, Настя Лизунова, Самира Рашидова, чуть постарше их Полина Кратюк, но у нее, к сожалению, вылетел из-за травмы целый календарный год, очень неплохие девочки в более младших возрастных категориях, но с ребятами, их ровесниками, дела обстоят похуже. Зато по старшим, тот же Марат Шарипов вошел в число 500 лучших теннисистов мира, тот же Илья Симакин выигрывает турниры с призовым фондом в 15 тысяч долларов.

— В памяти всплывают фамилии их ровесников или же ребят и девушек чуть постарше. Минневалиев, Григорьева, Бекетов...

— Давид Минневалиев выбрал учебу, по моему, он готовится стать медиком, это, конечно же, совершенно не предполагает совмещения с профессиональными занятиями спортом. Андрей Бекетов переквалифицировался на роль спарринга, с перспективой стать тренером, буквально недавно мы проводили сборы с мальчиками младшего возраста, и Андрей приезжал на них в качестве спарринга. Анна Григорьева выполнила норматив мастера спорта, после чего приняла решение завершить карьеру, между тем все это в недавнем прошлом — элита юниорского тенниса республики, когда все входили в состав сборной страны, выполнили норматив мастеров спорта, но из этого широкого круга только единицы выходят на другой уровень, где Медведев, Рублев, Хачанов.

"При финансировании важно было определиться с целеполаганием теннисисток"

— Продолжим экскурс в прошлое, поговорим о казаночках Ксении Лыкиной и Сабине Шайдуллиной, приехавшей сюда Екатерине Яшиной.

— У Сабины Шайдуллиной какая-то своя жизненная траектория, она достаточно быстро переехала в Турцию, после окончания теннисной карьеры, на финише которой завоевала серебро чемпионата России в личном разряде. После этого она какое-то время пребывала здесь в качестве спарринг-партнерши, причем была очень востребована в этом плане, как-никак, вице-чемпионка страны.

Екатерина Яшина продолжает игровую карьеру, но уже не в качестве члена сборной Татарстана. Добавлю еще к перечисленным вами фамилиям Анну Смолину.

— Я помню, что на нее был расчет перед казанской Универсиадой, для чего ее, уже жившую в Москве, переводили в сборную Татарстана. Но это было порядка 11—12 лет назад, еще до начала вашего проекта по развитию тенниса в республике.

— Говоря о них, я мысленно представляю такое трио: Лыкина — Смолина — Яшина. Увязывая их с нашим проектом: в самом начале у нас был мощный тренерский штаб, когда в Казань приезжали и Александр Богомолов, и Анастасия Мыскина, и Лариса Савченко, и был уже костяк сборной из перечисленных нами спортсменок. И вот тогда мы провели некий опрос, поскольку в какое-то время не могли понимать, в чем целеполагание их занятий теннисом, где итоговая цель?

Тогда появилась возможность финансово помочь кому-то из них в дальнейших занятиях, только важно было определиться: кто чего хочет? Тогда мы этот вопрос напрямую задали девочкам, включая казаночку Полину Новоселову, и получили разные ответы. Они на тот момент входил в число 600—700 мирового тенниса. Смолина выглядела самой целеустремленной в своих ответах, сказав, что будет бороться за попадание в 200 по итогам спортивного года. Мы были ошарашены, пытаясь притормозить, давай ставить более осязаемые задачи о попадании в 300 или даже 350 сильнейших, чтобы идти вверх шаг за шагом. Ксения Лыкина ставила перед собой высокие задачи, вообще задумываясь о попадании в сотню. И наиболее приземленными в этом плане выглядели ответы Яшиной, которая ответила, что "я сейчас нахожусь в четвертой сотне, и меня это устраивает". То есть, у нее уже сложился образ жизни, когда она поехала куда-то, немножко заработала, заодно отдохнула, и это ее вполне устраивало. Только федерацию это не устраивало, чтобы спорт совмещался с туризмом, с помощью средств нашей федерации.

"Положительно отмечу наш Поволжский университет спорта"

— А в итоге?

— В итоге оказалось, что Анна Смолина была вынуждена завершить спортивную карьеру из-за множества травм, затем вышла замуж за коллегу по теннису из сборной Беларуси Егора Герасимова. И это тоже послужило своеобразным стоп-фактором, поскольку Смолина уже выходила на предел физических возможностей, а когда вблизи увидела, сколько нужно работать, чтобы достигнуть уровня, на который выходил ее супруг, решила для себя уйти из спорта, помогая супругу в его карьере. У Полины Новоселовой тоже не получилась полноценная спортивная карьера, Лыкина выжимала из себя все, тоже к этому времени закончив с теннисом, а Яшина продолжает играть, оставаясь на уровне четвертой сотни, меняя по итогам турниров пять—десять мест в рейтинге.

— Зато, как обещала, так в итоге и получается.

— Затронув вопрос об учебе, которая не позволяла отдельным нашим спортсменам продолжать спортивную карьеру, положительно отмечу наш Поволжский университет спорта, и у меня на памяти человек пять, выпущенных из профильного вуза, и начавших тренерскую карьеру, самый известный пример из них — это сестры Калимуллины. Их вообще трое, тройняшки татарстанского тенниса, одна до сих пор продолжает выходить на корт на таком высоком уровне, как парный разряд чемпионата России, но в целом они работают на тренерской стезе.

"С новыми территориями мы установили контакты"

— Среди не перечисленных нами теннисисток я забыл спросить про Гюльнару Назарову из Донбасса.

— Назарова оказалась в нашей Академии достаточно случайно, спасаясь от событий на Донбассе 10-летней давности, когда им с родителями пришлось спасаться буквально из-под обстрелов в Северодонецке. Мы приютили их у себя, Федерация очень долго занимались с вопросами регистрации спортсменки, предоставлением российского гражданства, она в ответ показывала приличные результаты, после чего в какой-то момент приняла решение, что большой спорт ей не нужен. Сейчас она играет в полупрофессиональных турнирах коммерческого характера, совмещая это с учебой.

— Сейчас Татарстан активно способствует вовлечению новых регионов во взаимодействие с Россией. На месте этот процесс осуществляет мой хороший знакомый по мини-футбольной команде "Молния" Евгений Варакин, вице-премьер правительства Татарстана. Какое взаимодействие осуществляется с новыми регионами в отношении тенниса?

— Пусть читатель не подумает, что мы с вами договаривались о раскрытии этого вопроса, но в Федерации тенниса России именно моя скромная персона занимается работой, связанной со взаимодействием с новыми территориями, вошедшими в Россию. Из четырех территорий — Донецкой, Запорожской, Луганской и Херсонской, лучше всего дела с теннисом обстояли в Донецкой, откуда, собственно, и Назарова, там еще с советских времен работал известный наставник Владимир Камельзон. Со всеми территориями мы установили контакты, познакомившись с людьми, занимающимися на местах развитием тенниса. Сейчас мы имеем представление о местной инфраструктуре, кортах, на которых продолжается работа, и провели в Рязани на базе "Академии Николая Озерова" трехнедельные сборы с ребятами из этих регионов, передав их кураторам инвентарь и оборудование. Недавно мы повторили сборы, теперь уже в Московской области, с ребятами из Донецкой и Луганской республик. Также необходимый инвентарь был передан занимающимся в Мариуполе и Мелитополе, сейчас отправил посылочку в Луганск, собираем все необходимое в Донецкую республику. Плюс юридическая помощь в регистрации местных федераций, приглашение на тренерские семинары, и выдача уайлд-кард в случае желания местных спортсменов принять участие во всероссийских соревнованиях. Ситуация сложная, но мы их не оставим.