«При виде красоток он терял голову» Как американский теннисист совмещал победы на корте, дикие вечеринки и наркотики?

Звезды современного мужского тенниса являются образцовыми спортсменами. Новак Джокович, Рафаэль Надаль, Даниил Медведев не фигурируют в светских хрониках, не были уличены в злоупотреблениях алкоголем или супружеской неверности, но теннис не всегда был таким. В 1970-х топовые игроки вели диаметрально противоположный образ жизни, и одним из его главных адептов был американец литовского происхождения Витас Герулайтис. Безумные вечеринки, романы с моделями, дружба со знаменитостями, а еще реки алкоголя и килограммы запрещенных веществ шли рука об руку с яркими победами теннисиста на корте. «Лента.ру» — подробнее об удивительной биографии спортсмена.

«При виде красоток он терял голову» Как американский теннисист совмещал победы на корте, дикие вечеринки и наркотики?
© Lenta.ru

В драматичном пятисетовом полуфинале Уимблдона-1977 Герулайтис потерпел поражение от шведского теннисиста Бьорна Борга. Обычно в таких случаях убитый горем проигравший дежурно поздравляет соперника и скрывается подальше от людских глаз, но Витас был не таким. На следующий день он ждал шведа на тренировке. «Если тебе нужно размяться перед финалом, я готов», — весело сказал американец. Борг застыл на месте, а позже восхищался: «Он ведь мог спокойно улететь домой, но решил остаться и поддержать меня перед важнейший матч. Удивительный человек!»

Счастье за океаном

На исторической родине Витас Герулайтис не жил ни дня. Отец будущего спортсмена родился в Литве в период ее независимости и бежал вместе со своим родителями в 1940 году — после того, как страна стала частью СССР. Глава семейства, дедушка теннисиста, занимал высокий пост в полиции независимой Литвы и вполне обоснованно опасался репрессий. Вынужденные эмигранты какое-то время провели в Германии, где отец Герулайтиса познакомился с будущей женой — тоже беженкой из Литвы — и довольно быстро узаконил отношения. Получив американские визы, молодожены вместе с родительскими семьями проследовали за океан.

Мы росли в богатой семье, у нас было много имущества, но тогда мы взяли с собой всего один чемодан. Мы оставили все в прошлом. Думали, что однажды вернемся, но так и не сделали этого Гражина Герулайтис тетя Витаса Герулайтиса

Витас появился на свет в 1954 году в Бруклине, его спортивная судьба была предопределена отцом, который серьезно занимался теннисом и даже выигрывал в чемпионате независимой Литвы. В США возможностей для занятий этим видом спорта было гораздо больше, тем более что дела у Герулайтиса-старшего в новой стране шли неплохо. Он открыл туристическое агентство и мог позволить себе оплачивать занятия теннисом для сына Витаса и младшей дочери Руты. Дети тренировались у лучших специалистов, отец покупал им дорогие ракетки и экипировку, рассчитывая, что это принесет плоды.

Ставка сработала: оба действительно стали профессиональными теннисистами — правда, успехи Витаса Герулайтиса оказались гораздо более внушительными, чем у сестры. Парень был талантлив от природы и с должным подходом к делу мог добиться еще большего. Но уж слишком много интересов у него было помимо тенниса. Кстати, с сестрой они даже сыграли вместе в официальном турнире. В 1975-м Герулайтисы выступили в миксте на US Open и добрались там до четвертьфинала.

Победы и титулы

Профессиональный статус Витас Герулайтис получил в 1971 году в возрасте 17 лет, а расцвет его карьеры пришелся на вторую половину 1970-х. Он завоевал 26 титулов на турнирах Ассоциации теннисистов-профессионалов (ATP), а наименее успешным турниром «Большого шлема» для него стал Уимблдон, где он два раза добирался до полуфинала. На US Open и «Ролан Гаррос» Витас дважды неудачно играл в финалах, а вот решающая встреча на Australian Open-1977 обернулась для него историческим успехом.

В финале Герулайтису противостоял Джон Ллойд. Британский теннисист на тот момент находился за пределами первой двадцатки мирового рейтинга и сенсационно дошел до решающей встречи. В поединке с американцем, занимавшим пятое место в рейтинге ATP, он считался аутсайдером, и Витас в первых двух сетах подтвердил статус фаворита, выиграв их со счетом 6:3 и 7:6. Однако затем британец совершил камбэк (7:5, 6:3), и дело дошло до решающей партии. В ней класс Герулайтиса сыграл решающую роль, он выиграл cет со счетом 6:2 и взял свой единственный титул на турнирах «Большого шлема» в одиночке. Для Ллойда тот финал тоже стал венцом карьеры. Спустя много лет он раскрыл секрет своего прорыва.

Я здорово провел тот турнир по одной причине: потому что каждый день тренировался с Витасом. Полчаса с ним на корте — как три часа с кем-то еще Джон Ллойд британский теннисист

Помимо индивидуальных титулов, в карьере Герулайтиса был командный успех в составе сборной США. Звездно-полосатые в 1979 году завоевали Кубок Дэвиса, обыграв в финале команду Италии. Тон в той американской сборной задавал легендарный Джон Макинрой, но и Герулайтис внес большую лепту в итоговый успех — в частности, он выиграл один из матчей в финале. Витас так и не стал первой ракеткой мира, его наивысшей позицией в рейтинге ATP было третье место. Однако в искусстве брать от жизни все ему точно не было равных.

Светская жизнь

В 1970-е многие топовые теннисисты при любом удобном случае нарушали спортивный режим, и Герулайтис был негласным лидером этой тусовки. Его верным другом и напарником по прожиганию жизни был швед Борг, с которым они закатывали самые безумные вечеринки, где алкоголь и наркотики никогда не заканчивались. Одной из таких стало 21-летие американца. Через прессу он объявил, что закатывает пижамную вечеринку в особняке и приглашает всех своих фанаток, но к назначенному времени в доме собрались лишь близкие друзья. Теннисист успел расстроиться, но позже его подвели к окну и показали толпу из нескольких сотен девушек, которые хором запели Happy Birthday to You.

Женщины занимали особое место в жизни Герулайтиса. Модели, светские львицы и обычные фанатки сменяли друг друга с бешеной скоростью, но до серьезных отношений дело доходило редко. У американца были романы с актрисой Дженнифер О'Нил, моделями Шерил Тигс и Джанет Джонс. Последняя семейное счастье обрела с великим хоккеистом Уэйном Гретцки, Витас же так и остался холостым.

Образ жизни спортсмена не способствовал серьезным отношениям. Его любимым местом был одиозный ночной клуб «Студия 54» на Бродвее, который позволял посетителям бесконтрольно заниматься сексом и употреблять наркотики. Попасть туда из-за жесткого фейсконтроля было чрезвычайно сложно даже знаменитым и весьма состоятельным людям, но Герулайтиса это не касалось: он всегда был желанным гостем заведения.

Все знали, что Герулайтис употребляет наркотики. Было интересно тусоваться с ним, хотя мне не хватало выносливости, чтобы выдерживать темпы, к которым он привык. Мне казалось, что все вечеринки он устраивал из-за девушек. При красотках Витас терял голову Джолн Ллойд британский теннисист

Помимо прекрасных девушек, теннисист любил проводить время в обществе знаменитостей. Среди его друзей были Элтон Джон, Энди Уорхолл, Мик Джаггер и группа Aerosmith в полном составе. Сейчас такое представить невозможно, но самыми близкими друзьями Витаса были соперники-теннисисты. На корте он всегда до последнего боролся за победу, но за его пределами никому не завидовал, умел достойно принимать поражение и восхищаться конкурентами. После проигранного Макинрою финала US Open-1979 он как ни в чем не бывало пришел на вечеринку в честь его победы и абсолютно искренне веселился.

Друзья Герулайтиса вспоминают, что тот умел «зарежимить», когда это было необходимо. Пара недель отвязных тусовок сменялась месяцем жестких восьмичасовых тренировок перед каким-нибудь ответственным турниром. Во время соревнований Витас редко пил что-то крепче колы.

После карьеры

Уже после завершения карьеры Витаса настигло похмелье бурной молодости, и он прошел курс лечения от наркотической зависимости. Американец быстро пришел в себя, с головой погрузился в гольф и начал работать комментатором на телевидении. Кроме того, теннисист принимал участие в выставочных матчах и благотворительных мероприятиях.

На один из таких благотворительных вечеров в сентябре 1994-го его позвал друг — бизнесмен Мартин Рейнс. Мероприятие должно было состояться на его вилле, а Герулайтис приехал днем, за несколько часов до начала. Теннисист накануне получил травму спины в товарищеском матче и решил немного отдохнуть в гостевом доме на территории виллы. Живым теннисиста больше не видели.

Герулайтис уснул и во сне отравился угарным газом. Неисправный нагреватель уличного бассейна был установлен рядом с вентиляцией, и ядовитые пары через кондиционер попали в комнату, где отдыхал Витас. Когда страшная новость дошла до членов его семьи и друзей, все восприняли ее как неудачную шутку. Он был в расцвете сил, ему было всего 40 лет. Отец теннисиста ушел из жизни в 1991-м, мать после случившегося сильно заболела и ненамного пережила сына. Из ближайших родственников Витаса осталась лишь сестра Рута, которая хранит память о брате.

Я была самой счастливой сестрой на планете, ведь у меня был такой брат! С ранних лет он везде брал меня с собой, мы были очень близки. Я всегда чувствовала его любовь, считала себя важной и особенной Рута Герулайтис

***Герулайтис впервые побывал на исторической родине во второй половине 1980-х, после чего регулярно приезжал в Литву с мастер-классами, которые сначала проводились под чутким присмотром офицеров КГБ, а после развала СССР — вполне свободно. В Литве он до сих пор считается одним из лучших спортсменов в истории страны. Никого не смущает то, что на соревнованиях он представлял США и имел только американское гражданство. Именем Витаса Герулайтиса названы теннисный центр в литовской столице и турнир ATP, который ежегодно проводится в Вильнюсе.