Звонят с неизвестных номеров и сбрасывают: зачем это делают и опасно ли перезванивать
Каждый из нас время от времени сталкивается с назойливыми звонками с неизвестных номеров. Иногда они сбрасываются сразу после соединения, иногда на том конце провода долго молчат. Что скрывается за этими загадочными звонками? Почему кто-то тратит время и ресурсы на то, чтобы беспокоить абонентов? Расскажем о возможных причинах.
Причины назойливых звонков
Существует несколько основных причин, по которым вам могут звонить с неизвестных номеров и сразу сбрасывать:
– Создание базы данных. Многие компании, особенно занимающиеся маркетингом и продажами, используют автоматизированные системы для сбора информации о потенциальных клиентах. Звонки с последующим сбросом позволяют определить, какие номера активны, а какие нет. Таким образом формируется база данных для последующих рекламных кампаний.
– Проверка качества связи. Иногда подобные звонки могут быть частью технических проверок, проводимых операторами связи для оценки качества связи и работоспособности телефонных линий.
– Психологическое воздействие. Частые звонки с неизвестных номеров могут вызывать у человека раздражение, беспокойство и даже страх. Это особенно актуально для пожилых людей или тех, кто особенно чувствителен к подобным воздействиям. Порой это может быть одним из этапов мошеннической схемы, а иногда – психологическая травля от недоброжелателей.
– Мошеннические схемы. В некоторых случаях звонки с неизвестных номеров могут быть частью мошеннической схемы. Например, мошенники могут пытаться выманить у вас личную информацию или деньги, притворяясь сотрудниками банка или других организаций.
Опасность перезванивать
Многие люди, увидев пропущенный звонок с неизвестного номера, испытывают любопытство и перезванивают. Этого и добиваются мошенники. Дело в том, что звонки на некоторые номера могут быть платными. Перезванивая, вы можете случайно подключить платную услугу или передать свои данные мошенникам.
Как решить проблему частых звонков с незнакомых номеров?
– Не перезванивайте. Это самое главное правило. Перезванивая, вы подтверждаете активность своего номера, то, что вы – живой человек. И это лишь привлекает еще больше нежелательных звонков.
– Блокируйте номера, особенно если вам названивают с одного и того же номера.
– Используйте специальные приложения. Существуют приложения, которые позволяют определять потенциально опасные контакты и блокировать такие звонки. Есть приложения для смартфонов, которые блокируют как потенциально мошеннические звонки с номеров, на которые уже поступили жалобы от других пользователей.
– Не сообщайте личную информацию. Если вы ответили, нельзя сообщать неизвестным людям персональные данные, даже если они представляются сотрудниками банка или других организаций.
– Обратитесь к оператору связи. Если проблема становится слишком навязчивой, следует подать запрос в службу поддержки вашего оператора связи. Возможно, они смогут оказать вам дополнительную помощь.
На эту тему Что будет, если не платить по ипотеке? Как правильно измерять артериальное давление Что делать, если соседи сверху громко топают по ночам?
– Используйте режим «Не беспокоить». В настройках этого режима можно выбрать опцию, при которой входящие звонки от списка контактов продолжают поступать, а звонки с неизвестных номеров фильтруются. Либо можно пропускать «назойливых» – когда перезванивают несколько раз с одного и того же номера. Возможно, кто-то из ваших знакомых будет пытаться дозвониться до вас, чтобы поговорить, и такой звонок вы не пропустите, поскольку при нескольких попытках звонок все-таки поступит.
– Рассмотрите вариант смены номера. Такой сценарий возможен, если вы устали получать множество спам-звонков.
– Некоторые пользователи заводят по два номера, один из которых стараются нигде не указывать – ни при регистрации в онлайн-магазинах, ни в каких-либо других приложениях. Соответственно, на этом номере, созданном «для прикрытия», можно вовсе отключить входящие звонки.
Звонят с неизвестного номера: что делать?
Если вы не ждете звонка, то лучше вообще не отвечать на такой вызов. Если все-таки ответили, опасаясь пропустить какое-то важное сообщение, то лучше не начинать разговор первым – просто нажать «Ответить» и молчать, не говоря ни «алло», ни «да». В случае если речь идет о прозванивании номеров телефонов в поисках «живых» абонентов, вы не будете идентифицированы как «живой», если ничего не скажете. В результате вы избавите себя от наплыва звонков с других неизвестных номеров или волны спама.
Почему звонят с неизвестных номеров и молчат?
Причины, как правило, те же самые. В большинстве случаев молчаливые звонки не представляют серьезной угрозы. Чаще всего они являются частью маркетинговых или технических мероприятий. Эксперты в этих случаях также рекомендуют молчать в ответ и просто положить трубку.
Куда жаловаться на назойливые звонки и что говорит закон?
Назойливые звонки с неизвестных номеров – проблема, с которой сталкиваются многие. К счастью, существуют способы борьбы с этим явлением. Давайте разберемся, куда можно обратиться за помощью и какие законы защищают нас от нежелательной рекламы.
Куда обращаться с жалобой?
Компетенция: РКН занимается защитой прав граждан на обработку персональных данных. Если вы считаете, что компания незаконно использует ваши данные для рекламных целей, то обращение в Роскомнадзор – это первый шаг.
Как подать жалобу: написать можно в электронную приемную Роскомнадзора. Подробно опишите ситуацию, приложите доказательства (скриншоты, записи разговоров) и укажите, как именно нарушены ваши права.
Сроки рассмотрения: Роскомнадзор обязан рассмотреть ваше обращение в течение 30 календарных дней.
– Федеральная антимонопольная служба
Компетенция: ФАС контролирует соблюдение антимонопольного законодательства, в том числе и в сфере рекламы. Если вы считаете, что рекламные звонки нарушают ваши права потребителя, то можете обратиться в ФАС.
Приложить к заявлению нужно копию обращения к оператору связи, скриншоты рекламы, детализацию звонков, договор с оператором, согласие на раскрытие тайны связи.
Сроки рассмотрения: ФАС также обязана рассмотреть ваше обращение в течение 30 дней.
Что говорит закон?
Закон о персональных данных (статья 15) и Закон о рекламе (статья 18) предусматривают, что обработка личных данных для рекламных целей, а также реклама через сети связи возможны только с согласия получателя, которое было дано предварительно. Без согласия абонента запрещены также автоматические рекламные рассылки.
Заключение
Назойливые спам-звонки стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Однако существуют эффективные способы борьбы с этой проблемой. Основные выводы:
– Знайте свои права. Законы защищают нас от нежелательной рекламы и обработки персональных данных.
– Обращайтесь в соответствующие органы. Роскомнадзор и ФАС могут помочь вам, если ваши права были нарушены.
– Используйте технические средства. Блокировщики звонков, специальные приложения и настройки телефона помогут снизить количество спам-звонков.
– Будьте бдительны. Не сообщайте свои личные данные неизвестным лицам и не перезванивайте на подозрительные номера.