Алексей Иремашвили: Современный теннис – это спорт, где конкуренция начинается рано

Число людей, которые играют в теннис, впервые в истории преодолело отметку 100 миллионов. Это следует из результатов последнего Отчета по глобальному теннису, опубликованного Международной теннисной ассоциацией (ITF) в ноябре 2024 года, данные для которого собирались в 199 странах мира. Во многом эту статистику делают родители, которые в раннем возрасте вручают своим детям ракетку, мечтая, что те станут чемпионами, объясняет Алексей Иремашвили – мастер спорта по теннису, в прошлом победитель национальных и международных чемпионатов среди юниоров, а ныне тренер и руководитель теннисной школы Be Pro Tennis. Алексей тренирует как профессионалов – например, он сопровождал на крупнейших турнирах игроков первой пятерки WTA Елену Дементьеву и Светлану Кузнецову, – так и начинающих игроков, в том числе детей. В каком возрасте сегодня отдают в теннис, чем сильна российская школа тенниса и в чем разница подходов к обучению в крупнейших теннисных академиях Испании, Франции и США, мы узнали у Алексея Иремашвили.

Алексей Иремашвили: Современный теннис – это спорт, где конкуренция начинается рано
© Спорт день за днем

– Несмотря на то, что теннис традиционно относят к элитным видам спорта, людей сегодня в него играет больше, чем когда бы то ни было, – 106 миллионов, по отчету ITF. Родители приводят детей в теннисные школы уже в 4–6 лет. Оправдано ли такое раннее начало? – Современный теннис – это спорт, в котором конкуренция начинается рано. 0 Сторонники такого подхода считают, что для достижения высшего уровня раннее начало занятий необходимо, а противники – что это может привести к выгоранию и травмам. Могу с уверенностью сказать одно – теннис изменился, он уже не тот, что был при Сампрасе и Агасси, когда все начинали играть рано и заканчивали в районе 30 лет. Сегодня такой четкой закономерности нет. Например, нынешняя первая ракетка мира Янник Синнер пришел в теннис в 13 лет, а до этого профессионально занимался горными лыжами. Есть и обратный пример – Новак Джокович, который начал играть в 4 года, сейчас ему 37 лет, а он все так же уверенно занимает верхние строчки рейтинга. Россияне из нынешней первой десятки – Андрей Рублев и Даниил Медведев – пришли в теннис соответственно в 4 года и 6 лет.

– Как особенности системы подготовки теннисистов в странах с различными климатическими условиями и развитой теннисной инфраструктурой помогают им добиваться успеха на мировом уровне? – Несмотря на климатические ограничения, многие теннисисты из стран с холодными зимами стабильно показывают высокие результаты на мировом уровне. Это во многом связано с особенностями их системы подготовки. Один из ключевых аспектов – акцент не только на технику, но и на физическую подготовку, что дает игрокам дополнительное преимущество в затяжных матчах. Еще один важный фактор – многофункциональный подход к тренировкам: на ранних этапах дети не ограничиваются исключительно теннисом, но также развивают общую физическую подготовку через гимнастику, легкую атлетику и другие виды спорта. Это помогает снизить риск травм и улучшить координацию. Кроме того, серьезный уровень конкуренции и высокая дисциплина с юных лет позволяют игрокам быстрее адаптироваться к требованиям профессионального спорта. Такой подход формирует прочную базу и способствует развитию правильной техники ударов, что помогает минимизировать перегрузки и травмы в долгосрочной перспективе. В то же время в странах с развитой теннисной инфраструктурой, таких как США, широко применяется другая успешная стратегия: индивидуальный подход к каждому спортсмену, доступ к передовым спортивным технологиям и сильная система университетского тенниса, которая позволяет молодым игрокам сочетать спорт и образование. Благодаря этому в Америке регулярно появляются новые звезды мирового тенниса, а профессиональная среда становится все более конкурентной.

– Вам приходилось стажироваться и работать в ведущих теннисных академиях мира, например, в испанской академии тенниса Lozano Altur, где обучался Марат Сафин и другие звезды, и не менее знаменитой французской академии Патрика Муратоглу. Какого подхода придерживаются тренеры лучших школ Европы? – В академии тенниса LozanoAltur, которая воспитала Марата и Динару Сафиных, Игоря Андреева, Давида Феррера, всегда был четкий план выявления талантливых детей и работы с ними. Так как академия находится в Испании и основное покрытие там грунт, то игра выстраивается с учетом этого фактора, но так, чтобы на других кортах ученики выступали не менее эффективно. Тренеры школы сначала налаживают игру на медленном покрытии, делая акцент на тактике, правильном подходе к мячу и построении розыгрыша, а затем, когда у теннисиста уже есть понимание важнейших элементов игры, он переходит на более быстрое покрытие, хард. Что касается академии Патрика Муратоглу, то там самое серьезное внимание уделяют физическому состоянию спортсмена, однако тоже придерживаются индивидуального подхода к каждому игроку.

– Вы также не понаслышке знакомы с практикой обучения талантливых теннисистов в американских академиях, в частности в академии Weil в Калифорнии. В США принята другая система? – В американской школе подход действительно иной. В европейских академиях под конкретного игрока, подающего надежды, обычно закрепляют тренера. В США это не принято, в чем есть свои плюсы – игрок получает возможность услышать разные мнения по поводу своей игры и моментов, которые надо улучшить. В Америке тренировки часто проходят в формате четыре игрока на корте, что позволяет чаще менять соперника за тренировку и играть с несколькими игроками отрабатывая разные элементы удара.

– В вашей тренерской практике были ученики разных возрастов и статусов. С одной стороны, – профессионалы высшего уровня, например, Елена Дементьева, которую вы готовили к турнирам Большого Шлема, с другой – дети, и среди них есть победители чемпионата России и международных первенств. Какими принципами вы руководствуетесь в работе с детьми, чтобы привести их к успеху? – Если на старте заложить правильные привычки, дисциплину и любовь к спорту, то у ребенка есть шанс на успешную карьеру. Главное – не просто обучить теннису, а создать среду, в которой ребенок развивается гармонично: получает удовольствие от игры, учится работать над собой, справляться с трудностями и наслаждаться процессом. Тогда теннис станет не просто спортом, а частью жизни. Я и в самом деле много работал с начинающими игроками. Одна из моих воспитанниц – Вера Дмитриева – после двух упорных месяцев работы смогла выиграть свой первый турнир – соревнование в Марбелье среди детей до 10 лет. Одним из самых талантливых игроков, с которыми я работал, был Слава Шаинян, победитель чемпионата России до 14 лет. Мы совершенствовали с ним видение игры и скорость передвижения по корту – качества, которые позволили ему одержать победы во множестве турниров и занимать верхние строчки рейтинга среди игроков своего возраста.

– Процесс перехода молодых игроков во взрослый теннис бывает весьма болезненным. Почему звезды юниорского тенниса часто гаснут на этом этапе? – Увы, это распространенная проблема. В юниорах можно побеждать лишь за счет техники, силы и скорости ударов, но во взрослом туре важно иметь полный арсенал качеств – игра, физическая мощь, выносливость и тактическая гибкость. Разница в уровне огромна – матчи длиннее, удары сильнее, соперники опытнее, а проигрыши становятся частью пути. Ключевая проблема – ментальный барьер: у юниоров еще нет привычки к частым поражениям, поэтому, когда они сталкиваются с ними, часто теряют уверенность, не выдерживая давления. Еще один фактор – физическая неподготовленность. Без силы, выносливости и стабильности в ногах в профессиональном теннисе не выжить.

– Как вы помогаете своим подопечным адаптироваться ко взрослым соревнованиям? – Я строю переход поэтапно: игроки начинают с ITF, затем переходят на «челленджеры», постепенно адаптируясь к новому уровню. Работая с юниорами, я делаю упор на силовую подготовку, ментальную устойчивость и игровую тактику. Учу терпеть, менять стратегию по ходу матча, выдерживать длинные розыгрыши. Важную роль играет восстановление – без правильного режима и работы с физиотерапевтом риск травм возрастает. Главное – не спешить и не сгорать. Те, кто проходят этот этап правильно, становятся профессионалами. Остальные остаются в истории как «перспективные юниоры, которые так и не заиграли».

– Какие советы вы как эксперт можете дать родителям, мечтающим воспитать из своего ребенка теннисиста-чемпиона? – Главное – воспитать не просто чемпиона, а человека, который любит теннис и готов работать. Поддерживайте ребенка, но не давите – теннис должен быть его выбором, а не вашим проектом. Дайте тренеру делать свою работу, не вмешиваясь в технику и тактику. Создайте правильную атмосферу: не ругайте за поражения, а учите извлекать уроки. Терпение – ключевой фактор. Большие результаты не приходят сразу, и важно не перегореть раньше времени. Ну и самое главное – пусть ребенок играет с радостью. Без любви к теннису чемпионом не стать.