Фото: Дмитрий Терехов / wikimedia.org Каждый год с наступлением жаркой погоды на Дальнем Востоке, в Сибири и южных регионах России растет количество лесных пожаров. В борьбе с огненной стихией в ход идут как традиционные методы – авиация, искусственное вызывание осадков и использование взрывчатки, так и новые технологии, например, беспилотные летательные аппараты. При этом давно известные методики возвращаются на новом технологическом уровне – вместо динамитных шашек используется эффективный детонирующий шнур, а для вызывания осадков применяются современные пиропатроны. О том, как работают противопожарные разработки Ростеха на деле – в нашем материале. Детонирующий шнур: мирный взрыв против пожара Детонирующий шнур – устройство для передачи на расстояние инициирующего импульса для возбуждения детонации в зарядах взрывчатых веществ. С помощью детонирующего шнура пробивается лесная подстилка до минерального слоя почвы, формируется минерализированная полоса необходимой ширины Детонирующие шнуры различной мощности, высокой прочности на разрыв и водостойкости производятся на новосибирском предприятии Ростеха – заводе «Искра» холдинга «СПЕЦХИМИЯ» (входит в контур управления АО «Технодинамика»). Специалисты предприятия продолжают работу по разработке и внедрению в производство новых видов этой продукции. Одна из новинок предприятия – детонирующий шнур ДШН-М160, который разработан по запросу ФБУ «Авиалесоохрана». Масса взрывчатого вещества в шнуре составляет 160 г/м, его применение эффективнее уже используемой ранее продукции завода. Новый детонационный шнур уже прошел испытания в лесном массиве на территории полигона завода «Искра». Демонстрационные взрывы показали, что изделие высокоэффективно в создании минерализированных полос на поверхности земли – это своего рода противопожарный барьер. Шнур состоит из водостойкой гибкой пластиковой оболочки и сердцевины из высокобризантного мощного взрывчатого вещества ТЭНа. Взрывные работы ведутся на безопасном расстоянии от кромки пожара, которое выбирается по фактической обстановке с учетом скорости распространения пламени. Взрывники обычно десантируются с вертолета, прокладывают опорную полосу, и от нее делают встречный пал. В настоящее время «Авиалесоохрана» борется с лесными пожарами с применением взрывного метода на территории Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. Пиропатроны для вызова дождя: как стреляют в облака Помимо детонационных шнуров, Ростех поставляет «Авиалесоохране» пиропатроны для вызова осадков. Это разработка НИИ прикладной химии холдинга «СПЕЦХИМИЯ» является серьезным подспорьем в борьбе с лесными пожарами, особенно в труднодоступных регионах, куда не может пройти наземная техника. Специальные патроны с зарядом из йодистого серебра отстреливаются с самолета поверх облака через каждые 2,5–3 км полета. В России для этого используется самолет Ан-26 «Циклон». По сути, это обычный транспортный самолет, но по бокам фюзеляжа установлены устройства для отстрела пиропатронов. Каждый такой патрон массой 75-80 граммов сгорает примерно за 40 секунд, выделяя продукты горения йодистого серебра. Примерно полчаса нужно для того, чтобы образовался дождевой фронт. Нужно отметить, что без такого «обстрела» облака могут спокойно продолжать «плавать» по небу без выпадения осадков. Прошлым летом искусственные дожди оказали серьезную помощь в ликвидации крупных лесных пожаров в Забайкальском и Красноярском краях. Всего за прошлый год Ростех передал «Авиалесоохране» 4 тыс. пиропатронов. В этом году холдинг «Спецхимия» поставил уже 2 тыс. пиропатронов с йодистым серебром. Сейчас они вызывают спасительные дожди на севере Красноярского края и Иркутской области. Самолет-амфибия Бе-200: крылатый огнеборец Российский Бе-200 – единственный в мире реактивный самолет-амфибия. Эта машина может использоваться как на аэродромах, так и на водоемах глубиной не менее 2,6 м. Причем сесть на воду Бе-200 может даже в неспокойную погоду, при волнах свыше метра высотой. Самолет развивает скорость до 700 км/ч, а перегоночная дальность полета составляет 3500 км. Амфибия значительно выигрывает у своих «сухопутных собратьев» в тушении лесных пожаров – Бе-200 не нужно каждый раз возвращаться на аэродром, чтобы заполнить баки с водой. Самолет-амфибия может набирать из ближайшего подходящего водоема 12 тонн воды всего за 12-15 секунд, глиссируя по его поверхности. А при большом задымлении, когда видимость почти на нуле, выходить к месту сброса воды на очаг пожара летчикам помогает автоматика – самолет запоминает маршрут и курсирует между водоемом и очагом пожара. Фото: ОАК Самолеты Бе-200 участвуют в спасательных операциях и тушении пожаров в России и по всему миру с 2004 года. Российская амфибия помогала пожарным во Франции, Португалии, Италии, Греции, Индонезии и Израиле, а с 16 июня этого года два Бе-200 дежурят на территории Турции: в окрестностях Анталии, Измира и Бодрума. На днях «амфибия» приняла участие в ликвидации крупного возгорания на складе в Турции, где хранились более сотни тонн пиротехнической продукции. В России в эти дни Бе-200 работает на тушении лесных пожаров в Иркутской области и Дагестане. «Пожарный» танк: на поле боя с огнем Для тушения самых сложных и опасных пожаров в труднодоступной местности применяют гусеничные пожарные машины, созданные на базе настоящих боевых танков. Благодаря бронированному корпусу «пожарный танк» не боится взрывов и может приблизиться к самому очагу возгорания. Эта идея вовсе не новая – первая такая пожарная машина на шасси танка Т-34 появилась в конце 1940-х годов. Она вмещала около 3-5 тонн воды. Самый современный аналог – специальная гусеничная бронированная пожарная машина 575А разработки Омского завода транспортного машиностроения (в составе Уралвагонзавода). В 2019 году предприятие возобновило производство «пожарных танков». Специальную пожарную машину называют танком не случайно – в ее основу легли узлы и агрегаты танков Т-72 и Т-80. Бронированная кабина способна защитить экипаж в огненных условиях. Пожарный танк вмещает 25 кубометров воды и огнегасящих веществ, а дальность их подачи достигает 100 метров. Пожарная машина 575А была разработана конструкторами «Омсктрансмаша» в 2012 году. В 2015-м машина была принята на снабжение Российской армии, а с 2016 началось ее серийное производство. В 2017 году предприятие поставило Минобороны РФ несколько таких «пожарных танков». В прошлом году они даже показали свои возможности на учениях «Центр-2019», за что предприятие получило благодарность от начальника Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ. Вертолет Ка-32: винтокрылая пожарная машина Вертолет Ка-32 выпускается с 1985 года в различных версиях и является развитием Ка-27ПС. Для своего класса Ка-32 отличается отличной грузоподъемностью – может поднимать 5 тонн груза на внешней подвеске. Этот вертолет как нельзя лучше подходит для тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Кроме того, водосливное устройство Ка-32 может всего за несколько секунд набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от двух метров и сбросить их на очаг пожара. Фото: Павел Аджигильдаев / wikimedia.org Ка‐32А11BC стал первым в новейшей истории России вертолетом, прошедшим международную сертификацию – эту машину в 1998 году признали авиационные власти Канады. Кстати, последние две буквы «BC» в названии машины обозначают канадскую провинцию Британская Колумбия, где базировался заказчик вертолета – авиакомпания VIH Logging. Канадская сертификация стала большим успехом для «Камова» и открыло российскому вертолету и небо Европы. Следующим крупным заказчиком Ка‐32А11ВС стала испанская компания HeliSurEste. В настоящее время, эти вертолеты широко эксплуатируются также в Корее, КНР, Португалии, Швейцарии, Японии и других странах. Кстати, самый массовый зарубежный оператор Ка‐32 – Республика Корея. В настоящее время здесь работают более 50 вертолетов типа Ка-32, они выполняют широкий круг задач: от борьбы с пожарами до патрулирования морской акватории. Холдинг «Вертолеты России» продолжает работы по модернизации данной машины – вертолет оснастят новыми двигателями ВК‐2500ПС‐02, «стеклянной» кабиной, а также новой высокоэффективной системой пожаротушения СП‐32. Беспилотники: спасительный мониторинг До появления беспилотников для мониторинга лесных пожаров в основном использовалась авиация – более 300 самолетов и вертолетов ежегодно следят за пожароопасной ситуацией. Но беспилотники составили отличную альтернативу пилотируемой авиатехнике. Применение дронов позволяет избежать рисков для пилотов, а также существенно снизить стоимость таких работ. Дроны могут использоваться в том числе в ночное время. В настоящий момент беспилотные летательные аппараты компании ZALA AERO, входящей в Группу компаний «Калашников», отслеживают возгорания на территории национального парка «Земля леопарда» в Приморье. Этот нацпарк является местом обитания самой редкой крупной кошки в мире – дальневосточного леопарда. Кроме того, здесь обитает и другая кошка, занесенная в Красную книгу – амурский тигр. Помимо браконьеров главные враги этих животных – лесные пожары. В этом году на «Земле леопарда» пожароопасный период объявлен с конца марта. Дроны ZALA 421-16 E2 пролетают на «Землей леопарда» на высоте до 3 км, при этом ни животные, ни человек на земле не увидит и не услышит аппарат. Сами беспилотники ничего не упустят из виду – для этого они оснащены камерами с 60-кратным увеличением изображения, а ночью и в условиях плохой видимости на помощь приходят тепловизоры. В режиме реального времени все данные передаются в мобильный штаб. По словам директора парка «Земля леопарда» Виктора Бардюка, «положительный опыт в выявлении пожаров и даже поджигателей показал эффективность такого контроля пожароопасной обстановки». В этом году с начала пожароопасного периода сотрудники «Земли леопарда» ликвидировали уже четыре крупных возгорания у границ нацпарка.