Войти в почту

Предательство, триумфы, скандалы: почему Павел Садырин — легенда

Жизнь Павла Садырина была полна взлетов и падений. Прямолинейность и жесткость тренера сочетались с добротой и заботой. Для футболистов он был строгим на работе, но честным и искренним вне тренировок и игр. Триумфы Павла Федоровича чередовались с трагедиями и трудностями в быту. История лучшего тренера мира по мнению фанатов "Зенита" и ЦСКА — в материале РИА Новости.

Предательство, триумфы, скандалы: почему Павел Садырин — легенда
© Спорт РИА Новости

Удар обидчику, спасенная девушка

"Если бы в "Зените" играли 11 Садыриных, давно стали бы чемпионами", — грустно вздыхали ленинградцы в конце 1960-х. Пришедший из пермской "Звезды" полузащитник мгновенно влюбил в себя трибуны стадиона имени Кирова. Садырин-игрок был бескомпромиссен на поле, таким же оставался и вне его.

Жизненное кредо не покидало Павла Федоровича на протяжении долгих лет. Самоотверженная игра полузащитника вызывала авторитет и уважение. Пять лет спустя после переезда из Перми Садырин стал капитаном команды и вел коллектив за собой. Постоять за честь клуба капитан мог и не по-спортивному. Однажды в Одессе "Зенит" уступил "Черноморцу". Хозяева забили второй гол в конце матча, после чего на поле выбежал болельщик с цветами, чтобы вручить их одному из защитников "Зенита". Садырин отмалчиваться не стал и ударил провокатора. Матч едва не был сорван из-за массовой драки на поле.

Садырин не остался в стороне и после одного случая в Баку. В 1968 году 25-летний зенитовец вместе с одноклубниками Львом Белкиным и Василием Даниловым спас телефонистку из затопленного подвала гостиницы. "Зенит" приехал на выездной матч с "Нефтчи", в тот день в городе лил сильный дождь. Это и привело к опасной ситуации. Крики о помощи Садырин услышал, возвращаясь в гостиницу.

В 1975 году Павел Федорович ушел из "Зенита" со скандалом. Поводом стал конфликт с Германом Зониным. Тренер, приведший ворошиловградскую "Зарю" к чемпионству 1972-го, терпеть выходки игрока не стал. Руководство отказалось от Садырина, несмотря на попытки команды оставить капитана. Сам экс-зенитовец завершил карьеру спортсмена, но дал себе слово вернуться в ленинградский клуб уже в качестве главного тренера. Курсы в Высшей школе тренеров стали вторым образованием. Фундамент был заложен на педагогическом факультете в родной Перми.

Через потери к победам

Спустя три года после изгнания Садырин вернулся в Ленинград. Тренерская практика под руководством Юрия Морозова оказала колоссальное влияние на молодого специалиста. После ухода мэтра в киевское "Динамо" Садырин принял бразды правления. Во второй год тренерской карьеры он привел "Зенит" к первому чемпионству в истории клуба. Дальнейшие три года работы оказались не такими успешными. В 1987 году чаша терпения лопнула, и Садырин вновь оказался в центре конфликта с руководством. История 12-летней давности ожидаемо повторилась.

В то же время Садырину снова пришлось спасать человеческую жизнь. Однажды тренер решил заправить машину по дороге на дачу. У бензоколонки уже стоял автомобиль, в котором сидел ребенок. Пока женщина отошла от машины оплатить заправку, автомобиль неожиданно стал загораться. Садырин потушил машину и отогнал ее на безопасное расстояние. Ребенок отделался легким испугом и не пострадал.

После второго ухода из "Зенита" Садырин немного потренировал "Кристалл" и затем получил приглашение в ЦСКА. Армейцы на тот момент были нестабильны, чередуя выступления в Высшей лиге и первом дивизионе. Методика привлечения молодых лиц, готовых играть с огнем в глазах, сработала как нельзя лучше. Юные Корнеев, Быстров, Еремин и Файзуллин куражились над соперниками. Забив рекордные 113 мячей в 1989 году, ЦСКА вернулся в Высшую лигу. Армейцы были неудержимы: в 1990-м клуб занял второе место, а год спустя оформил "золотой дубль".

Успехи Садырина в ЦСКА были омрачены драмой в личной жизни. В 1990-м году трагически погибла жена Галина, оставив сына Дениса. Злой рок продолжил преследовать тренера и в самом ЦСКА. После победы в последнем Кубке СССР в автокатастрофе разбился вратарь Михаил Еремин. Садырин потом признавался: "После выигрыша Кубка нас постигло горе. Мы долго не могли прийти в себя, но тренеры верили в ребят, верили прежде всего в сплоченный коллектив. Они отдали победе все силы без остатка".

Дежавю

Триумфальный для ЦСКА год привел Садырина в национальную сборную. Но уже не СССР, а России, которая собиралась поехать на мундиаль в Америку. Сборная попала на чемпионат мира, но оказалась в центре скандала. После отборочного раунда ведущие игроки написали "Письмо четырнадцати" с требованием отстранить Садырина от должности главного тренера. РФС не пошел на поводу у игроков и встал на защиту Павла Федоровича. Однако осадок остался: сборная России блекло выступила в США и не вышла в плей-офф.

Неприятные события продолжали тенью следовать за Садыриным. После истории с письмом усугубились проблемы со здоровьем Павла Федоровича. Однажды, восстанавливая силы на даче под Выборгом, он услышал звонок. На другом конце провода был губернатор Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Над предложением возглавить "Зенит" Садырин размышлял недолго.

Второе возвращение в клуб было схожим с историей в ЦСКА. Петербуржцы на тот момент окунулись в болото первого дивизиона и даже не помышляли о возвращении в элиту. Садырин, засучив рукава, приступил к работе, хотя клуб порой задерживал зарплату. Несмотря на трудности, Павел Федорович вывел клуб в главный чемпионат страны.

Но и в 1995 году тренер снова оказался в центре экстремальной ситуации. Это произошло на базе "Зенита" в Удельном парке. Во время интервью для местного телеканала Павел Федорович неожиданно услышал крики: "Брат, брат тонет!" Садырин, ни секунды не мешкая, бросился в озеро, чтобы спасти 12-летнего мальчика от гибели. За подвиг была вручена медаль "За спасение утопающих". В книге "Правда о "Зените" вдова Садырина Татьяна вспоминала:

"Муж нырнул раз — вынырнул. Второй — опять вынырнул. И только на третий раз Паша вытащил парня. Я за это время успела поволноваться — особенно когда он два раза нырнул, никого не вытащил и я видела, что у него сбилось дыхание. Он рассказывал: когда нырнул, ничего не видно — ил сплошной. Глаза в воде открыл, а никого найти не может. И лишь с третьей попытки нащупал, наткнулся на мальчика".

В Высшей лиге "Зенит" дал бой лидерам и даже обыграл "Спартак" в Москве. Ответная встреча в ноябре 1996-го стала скандальной: "Зенит" проиграл из-за ошибок Романа Березовского, что послужило причиной для очередного конфликта Садырина с главой клуба Виталием Мутко. Отставка, принятая руководством, привела тренера к сердечному приступу и курсу лечения в больнице.

Падение воина

Черная полоса 90-х не давала покоя Садырину. Павел Федорович пытался прийти в себя и соглашался на любое предложение о работе. Тренеру довелось после Петербурга снова поработать в ЦСКА, с небольшими перерывами — в "Рубине" и сборной Узбекистана. Армейцы показывали не самый удачный футбол, но едва ли торсида была недовольна тренером — у ЦСКА был кризис на уровне руководства. По мнению болельщиков, именно Садырин и его традиционная подготовка молодых талантов стали светлым пятном в непростое для клуба время.

Садырин же отдавал себя делу, не жалея сил. Но и здесь его настиг злой рок: в декабре 2000 года тренер сломал ногу на базе в Ватутинках. "Самое главное, что никто из игроков не пострадал, — говорил Павел Федорович из больничной койки в репортаже "Футбольного клуба". — ЦСКА мог бы потерять ключевых игроков". После выписки Садырин передвигался с помощью тросточки. Последствия перелома были лишь верхушкой айсберга — близкие и родные знали об онкологическом заболевании.

В последний раз на тренерское кресло Садырин сел 30 сентября 2001 года. В Петербурге ЦСКА был бит "Зенитом" Юрия Морозова со счетом 1:6. "Петровский" ревел от восторга, но в то же время увидеть Павла Федоровича Садырина у кромки поле зрителям так и не довелось. "Совсем плох наш Федорович", — грустили трибуны. Тренер мужественно держал удар, но мистический рок снова дал о себе знать. За месяц до разгрома погиб вратарь ЦСКА Сергей Перхун, чью смерть Садырин переносил так же тяжело, как и кончину Михаила Еремина.

Первого декабря 2001 года не стало и самого Павла Федоровича Садырина. Но память о честолюбивом тренере жива до сих пор. Из года в год торсиды "Зенита" и ЦСКА воспевают имя Павла Садырина, считая его самым лучшим тренером мира. Тот редкий случай, когда двух принципиальных соперников объединяет имя. Юрий Семин в интервью РИА Новости признавался: "Садырин — очень честный, принципиальный и порядочный человек. Павел мог объединять людей. Это в его характере было, и потому он был успешным тренером".