The National Interest (США): Нагорный Карабах и свежие шрамы войны
Чуть более месяца назад 10 ноября был подписан договор о прекращении огня, положивший конец тому, что уже называют Второй Нагорно-Карабахской войной. Сейчас две противоборствующие стороны заняты внутренними послевоенными делами. Ереван и Баку в целом согласны с тем, что второй решительно победил, а первый проиграл. По крайней мере в этом вопросе между ними наблюдается согласие. В Азербайджане один за другим проходят празднования, кульминацией которых стал грандиозный парад победы. «Если Армения ещё раз попытается продемонстрировать свои фашистские наклонности Азербайджану, она натолкнется на железный кулак. Для Азербайджана начинается новый этап», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на недавней праздничной церемонии, посвященной победе. Между тем Армению будоражит взрывоопасная смесь из общенационального траура и антиправительственной ярости. Оппозиционные партии предпринимают постоянные попытки отстранить Пашиняна от власти из-за того, что его правительство якобы неправильно руководило военными действиями. Ранее на этой неделе протестующие снова пытались штурмовать государственное здание в Ереване, требуя, чтобы Никол Пашинян немедленно ушел в отставку.
Эти чувства усиливаются широким международным консенсусом, охватившим страны от Вашингтона до Москвы. Надо отметить, что в массовом восприятии этой войны есть неоспоримая логика. Азербайджан успешно вернул себе территории, потерянные во время первой Нагорно-Карабахской войны 1988-1994 годов, в том числе культурный памятник Шушу и семь азербайджанских районов. Армения, напротив, спустя более месяца тяжелых боев была вынуждена покинуть некоторые захваченные территории.Однако это упрощение передает только часть истории. Более детальное рассмотрение обстоятельств, стоящих за наступлением Азербайджана, позволяет предположить, что в долгосрочной перспективе победа Баку может обойтись дороже, чем поражение Еревана.
Появляется всё больше доказательств тому, что Турция спланировала, скоординировала и по большей части произвела военные действия Азербайджана. Военная помощь Анкары включала турецкие беспилотники Байрактар ТБ2, спецназовцев и аффилированных с Турцией сирийских наемников, но ими всё не ограничилось. Контроль Турции над азербайджанскими вооруженными силами настолько крепкий, что по приказу Анкары уволили нескольких азербайджанских военных офицеров после того, как они критически высказались на тему объемов турецкого участия в Нагорно-Карабахском конфликте. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в недавнем параде победы в Баку. Главы государств явили собой поразительную картину: они стояли бок о бок, а за ними в ряд было выставлено одинаковое количество турецких и азербайджанских флагов. Более того, турецких флагов на улицах Баку было столько же, сколько азербайджанских.
В той же степени, что Алиев победил, его победа оказалась оплачена суверенитетом Азербайджана. В Азербайджане будет сохраняться турецкое военное присутствие, это всё больше напоминает сюзеренитет. Растущее право вето Турции в отношении внешней и военной политики Азербайджана вероятнее всего, укрепится под эгидой пантюркистской политики экспансии Турции на Южном Кавказе. Выгода Эрдогана очевидна, но что выиграл Алиев? Спустя сорок пять дней тяжелых боев и тысячи потерь со стороны Азербайджана значительная часть оккупированной территории осталась под контролем армян. Только после вмешательства России девятого ноября Армения была вынуждена освободить остальные азербайджанские районы в качестве части соглашения о прекращении огня. Тем не менее на территории этнически армянского анклава Нагорный Карабах сейчас бессрочно находятся русские миротворцы. Этот момент стоит повторить: в результате войны Алиев потерял прямой путь для возвращения Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана. Баку не только не смог восстановить территориальную целостность Азербайджана, он столкнулся с двойной военной оккупацией, конца которой не видно.
Рассмотрим те же факты со стороны Еревана. Правительство Армении в принципе согласилось с утверждением, что Нагорный Карабах — юридически признанная территория Азербайджана. При этом оно долго отказывалось предпринимать какие-либо значимые шаги, чтобы сдать анклав или какой-либо из семи районов, захваченных армянскими силами во время Первой Нагорно-Карабахской войны. Умышленно или по инерции стратегией Армении в отношении Нагорного Карабаха было сохранить всё в состоянии замороженного конфликта. Этого, по сути, и достигли соглашением о прекращении огня. При отсутствии резких геополитических сдвигов на Южном Кавказе, Нагорный Карабах останется автономным армянским анклавом в пределах юридических границ Азербайджана. Согласованное присутствие российских миротворцев, что далеко не поражение для армян, обеспечит жителям Нагорного Карабаха безопасность, которую силой лишь армянского оружия никогда не достичь.
Ереван оплакивает потерю семи захваченных районов, но здесь вновь стоит взглянуть на недавнюю историю. Как справедливо отметил известный русских политолог Андраник Мигранян, среди политического класса Армении существовало политическое и формальное согласие с тем, что всё время удерживать окружающие Нагорный Карабах захваченные районы не получится. Уже долгое время целью было на лучших условиях обменять эти территории, которые иногда даже называли «поясом безопасности», на устойчивый автономный статус для Нагорного Карабаха. Раз российские миротворцы и так гарантируют внутреннюю автономию Нагорного Карабаха, торговаться уже не о чем. Таким образом, эти семь территорий больше обуза, чем актив. Их обладание не приносит Армении никакой стратегической выгоды, но при этом они являются постоянным источником реваншизма со стороны Азербайджана.
С соглашением о прекращении огня Армения, пусть жестоко и беспорядочно, наконец избавила себя от затяжного территориального конфликта, в котором она бы никогда не победила. Свежие шрамы войны со временем затянутся, а Ереван под управлением Пашиняна или другой администрации сможет посвятить себя внутренним проблемам приблизительно трех миллионов людей, живущих в нынешних государственных границах Армении. Баку, с другой стороны, готов заплатить высокую цену за «победу», пока в ближайшие годы будет разрешать экзистенциальные вопросы государственности и суверенитета.