Кикнадзе во главе «Локо»: какой была его эпоха?
Василий Кикнадзе официально покинул «Локомотив». Он проработал в клубе два года, вступив в должность 29 декабря 2018-го.
Новым генеральным директором стал Владимир Леонченко — воспитанник «Динамо», который играл в «Локомотиве» и, внимание, был капитаном «Торпедо». Ранее Леонченко возглавлял профсоюз футболистов и тренеров, а с 2019 года работает в «Факеле» и является советником губернатора Воронежской области
Sport24 рассказывает, каким Кикнадзе запомнят болельщики «Локомотива».
Убрал Семина
Самое громкое событие эпохи Кикнадзе — непродление контракта с легендарным тренером Юрием Семиным прямо по ходу коронавирусного сезона-2019/20. Несмотря на достойные результаты (в 2019 году Семин привел «Локомотив» к победам в Кубке и Суперкубке России, а также к серебряным медалям РПЛ), соглашение с Юрием Палычем не было пролонгировано — и это при том, что на момент его отставки «железнодорожники» шли в турнирной таблице на второй строчке, уступая только «Зениту».
Реакция болельщиков на уход Семина оказалась по-настоящему ядерной: они проклинали Кикнадзе и других руководителей клуба и восхваляли Юрия Палыча. «Ненавижу «Локо» после 18 лет боления», «Гнилая структура, гниды-черти в этой структуре», «Вы убили свою историю, вы убили клуб! Вы нагадили в души всех красно-зеленых болельщиков!», «Горите в аду», — писали фанаты под о назначении Марко Николича.
Показал фанам средний палец
После столь громкого разлада отношения между Кикнадзе и болельщиками уже не могли наладиться. В июле конфликт выкрутился на максимум: как только РПЛ возобновилась, фаны «Локо» начали уходить с игр через 20 минут после их начала. Те же, кто оставался на трибунах, тоже не выражали теплого отношения к руководству красно-зеленых.
Во время матча 28-го тура против «Уфы» (1:1) у Кикнадзе сдали нервы — функционер показал одному из болельщиков средний палец. «Согласен, что это неправильно, но хочу сказать, что я не допущу мата на трибунах», — оправдался Кикнадзе после игры.
Семин, который в это время явно наслаждался ролью мученика в изгнании, посоветовал гендиру немедленно уйти в отставку: «Обращаюсь к Василию Кикнадзе. После вашего недопустимого и оскорбительного жеста в адрес болельщика «Локомотива», факт которого вы публично признали, вы должны уйти с поста генерального директора клуба и вообще из футбола, причем сделать это самостоятельно, до всяких решений совета директоров».
Юрию Палычу в отчасти хамской манере ответил председатель совета директоров «Локомотива» Анатолий Мещеряков (он, как и Кикнадзе, тоже покидает команду). «Меня не интересует, что там опубликовал Юрий Палыч. Что касается жеста Кикнадзе, я ничего не видел, при этом не присутствовал и не могу комментировать. Кикнадзе признал это, и данный инцидент рассмотрит комитет по этике РФС? Все могут рассматривать всё, что хотят. Не комментирую того, чего не знаю. Как поет Карузо со слов своего знакомого — не определяю», — заявил тогда Мещеряков.
Совершал странные трансферы
Если ранюю трансферную политику блокировал Семин, который на полном серьезе чуть не отправил Мурило в «Казанку», то при Николиче руководство «Локомотива» получила прямой доступ к комплектованию команды.
— Согласовывать трансферы с Николичем легче, чем с Семиным?— Да, зимой мы просто «уперлись» друг в друга. Палыч блокировал все, что мы предлагали, а единственный трансфер, который он просил (речь о Кристиане Бассогоге — Sport24), мы были не в силах осуществить просто потому, что клуб его не отпускал. Когда мы в третий раз зашли с предложением, китайцы аж возмутились: «Сколько можно объяснять, что ответ «нет»?».
В последнее трансферое окно при Семине клуб совершил ноль покупок. Зато летом потратил около 15 миллионов на пятырых футболистов, из которых в основе заиграл только один — Зе Луиш. Лисакович максимум выходит на замену, Камано не впечатляет, а Жалолиддинова, которого позиционировали новым Жоау Мариу, отзаявили чуть ли не сразу после того, как внесли в заявку. Воспитанник Лысцов, которого вернули из Самары за 800 тысяч евро (хотя «Крылья Советов» годом ранее заплатили за защитника всего 150 тысяч) тоже без игровой практики — в отличие от Слободана Райковича, всего за пару месяцев подтвердившего кошмарную репутацию.
Судился с Геркусом
Одним из самых оглушительных репутационных провалов стал иск против бывшего генерального директора Ильи Геркуса. В январе «Локомотив» обращался в суд с требованием взыскать с Геркуса многомиллионную сумму по результатам аудиторской проверки. Суть претензий клуба заключается в том, что, по мнению истца, указом Геркуса сотрудникам клуба выплачивались премии с формальными нарушениями.
— 28 января я узнал об иске, но в чем он заключается, не понимал, — рассказывал Геркус Sport24 после победы в суде. — Истец же долго избегал деталей: мне не направляли ни документы — доказательства моей вины — ни копию [иска]. То есть по чуть-чуть, но нарушали закон с самого начала. Это такое пренебрежение другой стороной. В итоге мы только через месяц узнали, в чем заключается иск. Можете себе представить, каково целый месяц осознавать, что от тебя требуют почти 150 миллионов, но не понимать, за что?
— Зачем это все «Локомотиву»?— Давайте не будем обобщать. Это не «Локомотив», а конкретные люди, которые скептически ко мне относились. Ну, такой у них склад натуры. Абсолютно все, что я делал в клубе, вызывало определенный скепсис у Василия Александровича [Кикнадзе]. Провели акцию с Покрасом Лампасом — Кикнадзе говорит: «Есть вопросы по Покрасу». Матч-дэй? «Есть вопросы по матч-дэй». Трансферы? «Есть вопросы по трансферам». К Юрию Палычу тоже были вопросы: много травм, неатакующий футбол, молодых в составе мало. К болельщикам — очень много вопросов. Вопросы к РПЛ с календарем. К РФС — по судейству. Ну, вот такой человек, который гиперкритически оценивает окружающих людей. Про меня и все наследие Кикнадзе сразу сказал: мол, обнаружил клуб не в том состоянии, в котором ожидал.
Обещал, что не уйдет
В августе руководство «Локо» организовало встречу с болельщиками на «РДЖ Арене», наивно рассчитывая нащупать с ними хоть какой-то контакт. Услышав кричалки о себе с призывами к отставке, Кикнадзе снова сорвался, сменив невербальное выражение гнева на вербальное.
«Я хочу сказать вам, здесь собравшимся: я слышу, когда вы кричите: «Кикнадзе, уходи из клуба». Я не уйду из клуба, не уйду, и сделаю так, чтобы этот клуб был самым сильным. Но то, что делаете вы — на мой взгляд, это позор. Пожалуйста, Христа ради, кричите в мой адрес все, что угодно, я признаю за вами право иметь собственное мнение. Не вы принимаете решение, кто руководитель клуба. Не вы!
Ни с какой точки зрения вы не можете оказать серьезное влияние на клуб. Ни с той точки зрения, какой финансовый вклад вы вносите в нашу деятельность, ни с той точки зрения, какую поддержку вы оказываете на трибунах. Позорно, в течение восьми матчей вы вставали и уходили на 20-й минуте и оставляли команду без поддержки.
Только одно слышно: «Уберите Кикнадзе, уберите!» В чем ваша заслуга в том, что команда выступила хорошо? Вы сейчас можете ухать, кричать и визжать, все, что хотите, — пожалуйста, имеете право. Команда пришла к вам отвечать на ваши вопросы, а вы используете это для того, чтобы лишний раз дернуть меня. Но не получается, ребята», — заявил тогда Кикнадзе.
Как показал декабрь, генеральный директор «Локомотива» все же ошибся: серия неудачных матчей перед зимней паузой (1 победа в 5 встречах) вынудила высших руководителей клуба пойти на кадровые перестановки. Болельщики могут вздохнуть полной грудью: теперь им (по крайней мере, пока) больше не надо протестовать.
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android